Дорогу осилит идущий!
Проблема физического и психического здоровья детей всегда волновала родителей и учителей. В настоящее время она усугубилась в связи с ухудшением факторов окружающей среды, снижением двигательной активности детей, увеличением учебной нагрузки и др. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Станет ли она фактором, наносящим вред его здоровью, препятствующим его полноценному развитию или станет средой, которая способствует наиболее полному раскрытию его возможностей и талантов, зависит от политики школы.
На протяжении ряда лет в школе № 63 г. Рязани внедряются в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Педагоги, психологи и родители работают над созданием такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует развитию личности ребенка при создании психологического комфорта, атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, самовыражения и самореализации.
На базе школы был проведен городской семинар по вопросу реализации в школе Программы “Здоровье” и День открытых дверей по теме “Здоровьесберегающие технологии обучения учащихся”, работала городская экспериментальная площадка по теме “Применение немедикоментозных методов коррекции здоровья учащихся в условиях школы”.
Образовательное учреждение работает с сентября 2006 года в режиме “Школы здоровья”, ориентированной на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решающей одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, социальной адаптации, ориентации на здоровый образ жизни.
На педагогическом совете школы была утверждена концепция “Здоровьесбережение в школе”, проведены родительские собрания в каждой параллели классов с целью ознакомления с Программой “Здоровье” и обозначением роли родителей в ее реализации.
В школе функционируют два спортивных зала и зал для занятий ЛФК, тренажерный зал, уютная столовая, два медицинских кабинета, стоматологический кабинет, кабинет информатики, кабинет информационных технологий.
<Рисунок 6>
<Рисунок 5>
<Рисунок 2>
Большое внимание уделяется озеленению школы, многие кабинеты имеют хорошо оформленные зеленые зоны. В школе оборудованы уголки видеоэкологии, которые оказывают положительное влияние на детскую психику. <Рисунок 3> <Рисунок 4> Открыт лечебно-профилактический кабинет, в котором проводится: аэрофитотерапия, инфразвуковой пневмомассаж глаз, общеукрепляющий массаж, мониторинг здоровья с использованием аппаратно-программного комплекса “Истоки здоровья”, прием кислородного коктейля. <Рисунок 7> <Рисунок 8>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
<Рисунок 7>
<Рисунок 8>
На своих уроках 80 % учителей применяют здоровьесберегающие технологии: технологии развивающего обучения Л. Занкова, технологии В.Ф. Базарного, технологии игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности, технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленные на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, “обычного”, нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения, технологии проектирования и моделирования, основанные на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя, технологии действенного метода, модульной технологии, технологии парной и групповой работы, тренинговые формы занятия, проведение уроков на природе, технологии психологического сопровождения образовательного процесса.
В начальной школе учителя используют в работе элементы методики В.Ф. Базарного. В каждом классе есть схема-тренажер В.Ф. Базарного. Ученики по стрелкам на схеме выполняют упражнения для глаз. Такая разминка помогает снять напряжение с мышц глаза. В результате и настроение у детей хорошее, и усталости нет, и успехи в учебе радуют родителей. За конторками В.Ф. Базарного обучаются восемь классов. Смена динамических поз оказывает благотворное влияние на здоровье растущего организма ребенка.
<Рисунок 1>
Успешно действуют программы: “Школа моего здоровья”, “Доктора здоровья”, “Ослепительная улыбка на всю жизнь”, “Все цвета кроме черного”, “Сохраним зрение”, “Добрая дорога детства”.
В школе пропагандируется двигательный режим:
- на уроке проводятся физкультминутки для снятия нагрузки с глаз, мышц спины и тела, эмоциональная и мышечная релаксация, профилактика зрительного утомления, обеспечивается возможность перемещения учащихся по классу, смена статической позы на динамическую и др.;
- во внеурочной деятельности проводятся подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования, турслет, Дни здоровья, лыжные походы и самостоятельные занятия физкультурой.
В режим дня школы введены двигательные перемены, во время которых у ребят есть возможность поиграть в настольный теннис, волейбол, футбол, пострелять из мелкокалиберной винтовки, провести шашечный турнир, потанцевать на дискотеке, послушать классическую музыку или попробовать свои вокальные данные.
Уже на протяжении 15 лет старшеклассники школы с нетерпением ждут сентябрь. Ведь именно в сентябре школа проводит традиционный туристический слет в курортном поселке Солотча. На разработанном и подготовленном учителями физкультуры маршруте ребята соревнуются в ловкости, скорости, меткости и умении проходить туристическую тропу. Есть и краеведческая станция, где учащиеся демонстрируют знания по истории Рязанского края. В этом соревновании нет проигравших и выигравших. Все получают необыкновенный заряд бодрости, энергии и здоровья.
<Рисунок 10>
<Рисунок 9>
Школа принимает участие в городском эксперименте по внедрению в учебный процесс урока “Футбол” как третьего часа физкультуры с 2003 года. Мальчики и девочки с большим желанием постигают азы этой замечательной игры. Уроки по обучению плаванию для учащихся 4-5 классов проводятся в бассейне школы № 51.
Традиционными стали и “Дни здоровья”, которые проводятся 1 раз в месяц. “Мама, папа и я - спортивная семья”, “Веселые старты”, соревнования по футболу, волейболу, мини-футболу, пионерболу, лыжные эстафеты - вот, пожалуй, не полный перечень проводимых мероприятий. В этот день наши ученики стали постоянными посетителями Ледового дворца спорта “Олимпийский”.
<Рисунок 12>
<Рисунок 11>
Нельзя не рассказать и о столовой школы. Это просторное, красивое и уютное помещение. Здесь наших учеников кормят вкусными завтраками, полдниками и обедами. Меню достаточно разнообразное. Все блюда готовят наши повара, под руководством заведующей столовой, которая работает в нашей школе со дня ее основания. Все учащиеся школы обеспечены чистой питьевой водой “Источник Старо-Мытищенский”. и получают бесплатно кисломолочные продукты (2 раза в неделю), фруктовый сок (2 раза в неделю), напиток шиповника (в межсезонье).
Мы осознаем, что еще далеки от полного достижения поставленных целей, но “Дорогу осилит идущий!” и потому наша школа будет продолжать бороться за сохранение физического и психологического здоровья своих учеников. Результаты работы наших педагогов показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, получить необходимые знания и раскрыть свои творческие способности.