Юный архитектор.
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения.
В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих системность и последовательность в образовании и развитии детей я обратила внимание на технологию Веры Брофман “Архитектурная школа имени папы Карло”. Основываясь на данное методическое пособие я разработала календарно-тематическое планирование “Юный архитектор” для детей старшего дошкольного возраста. Это цикл последовательно усложняющихся игр – занятий, которые развивают у ребёнка качества проектировщика, строителя и архитектора причудливых замков и дворцов.
В процессе работы, кроме усвоения учебного материала, решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики; формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира.
Занятия факультатива позволяют дать детям:
- представления об архитектуре, как искусстве создавать сооружения;
- о разных видах архитектуры;
- о пользе и особенностях построения различных сооружений;
- о красоте строения, хорошо вписывающегося в окружающую среду и пр.
Я стараюсь чаще предлагать детям конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решения, пробовать.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет
№ | Тема | Месяц | Кол-во зан-й | Деятельность детей и педагога | Материалы к занятиям | |
Задачи | Цель | |||||
Блок 1 – "Знакомство с архитектурой" | ||||||
1 | Беседа | октябрь | 1 | Что такое архитектура? Какие были у человека самые первые дома (пещеры, шалаши). История архитектуры (пирамиды, храмы, первый театр, монастыри, церкви, соборы, замки). |
Дать понятие о первых строениях людей, их историко-архитектурных строениях. | Архитектурная школа им. Папы Карло. Вера
Брофман “История архитектуры” Наглядные иллюстрации |
2 | Собрание вырезок моделей | 2 | Собрание вырезок из журналов, газет архитектурных построек в альбом | Сбор и компоновка единых архитектурных строений по периодам истории строительства | Альбом, вырезки, иллюстрации | |
3 | Изображение модели на листе бумаги | ноябрь | 1 | Рисование детьми архитектурных зданий | Развитие памяти, моторики руки | Иллюстрации. Карандаши, альбомы, фломастеры |
4 | 2 | Конструирование дома по собственному замыслу | Развитие фантазии, памяти, воображения | Наглядный материал; крупный конструктор | ||
Блок 2 – “Русское зодчество” | ||||||
5 | Беседа о русском зодчестве | декабрь | 1 | Знакомство детей с древне русским каменным и деревянным зодчеством (избы, терема, церкви, кремль), просмотр мультфильма “Золотая рыбка” | Развитие умения анализировать предмет, выделять его архитектурные особенности | Иллюстрации, видеокассета. Комарова Л.Г. стр. 56 “Рассказ о русских кремлях” |
6 | Северная русская изба с крыльцом
Бревенчатый сруб
Русский кремль |
2 | Строительство модели “Русская изба с крыльцом”, по образцу и анализ постройки | Обучение анализу постройки, выделе-нию её основных конструктивных частей; развитие конструктивного воображения при сооружении зданий по фотографии или рисунку. Формирование навыка работы с партнером. | Конструктор “Лего” и иллюстрация русской избы | |
7 | январь | 1 | Заготовка трубочек из бумаги для бревенчатого сруба. | Развивать образное восприятие и прост-ранственное мышле-ние Развитие мелкой моторики рук. | Иллюстрации, бумага, карандаш, клей, кисточка. | |
8 | 2 | Строительство модели русские срубы, из трубочек в объемной форме плотного трубочка к трубочке забора или крепости | Учить сооружать коллективную постройку из бумаги. Воспитывать стремление оказать помощь, заинтересо-ванность результатом общего дела | Образцы и заготовленные бумажные трубочки | ||
9 | февраль | 1 | Беседа о русских кремлях. Рассматривание иллюстраций русские кремли. Дать представление о том каким был кремль в древности. | Ознакомление детей с оборонительными сооружениями старых городов, главными функциональными частями их кремлевских стен. | Иллюстрации русского кремля. Комарова Л.Г. стр. 56 “Рассказ о русских кремлях” | |
10 | 2 | Строительство модели русский кремль из конструктора. | Учить анализиро-вать постройку, выделение основных функциональных частей, установление связей между их назначением и строением. | Крупный конструктор, кирпичики, полукирпичики с изображением русского кремля | ||
11 | Строительство русских церквей по рисунку | март | 1 | Обучение анализу постройки, выделение ее основных конструктивных частей | Развитие конструктивного воображения необходимого для воплощения собственного замысла по предложенной теме | Раздаточный – детали конструктора демонстрационный, фотогра-фии и рисунки русских церк-вей, колоколен |
12 | Ледяной городок | 1 | Экскурсия на площадь | Рассмотреть Ледяные фигуры: кремль, карусель, трон, дракон. |
Фотоматериал. | |
13 | Рисование | апрель | 2 | Рисование детьми ледяных скульптур наиболее понравившееся детям. | Развитие памяти, фантазии, обучение планированию процесса, сооружения, постройки. | Цветные карандаши, фломастеры, альбомы. |
14 | Конструирование. | 3 | Конструирование мелким конструктором по их рисункам ледяных скульптур. | Развитие умение передавать форму
объекта средствами конструктора. Закрепление навыков, скрепление пластин кирпичиками. |
Мелкий конструктор. Детские рисунки. |
|
15 | Избушка на курьих ножках. | май | 1 | Просмотр с детьми мультфильма (“Летучий корабль”, “Гуси лебеди”). | Ознакомление детей с постройкой избушки на курьих ножках. Анализ постройки. Выделение основных функциональных частей. | Видеокассета и иллюстрации избушки на курьих ножках. |
16 | 2 | Игра с детьми. Постройка Избушки на курьях ножках из конструктора “Пазлы”. (Разделить детей на две группы) кто быстрее соберёт. |
Развитие конструктивного воображения,
необходимого для воплощения Собственного замысла по предложенной теме, и умение работать в коллективе. |
Конструктор. Пазлы. |