Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.
Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал.
Вступительная часть.
Загадка о лисе:
Сама рыжевата
Мордочка плутовата
Ей не надо пирожка
Ей бы скушать петушка (лиса).
Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают.
Ребята скажите, пожалуйста:
- А какие вы знаете сказки о лисе?
- Где встречается лиса?
«Колобок», «Теремок», «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка», «Морозко».
А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка.
Рассказывание сказки.
Проводится физкультминутка.
«Хитрая лисичка»
Хитрая лисичка Вышла погулять. Захотелось ей Кого-нибудь поймать - Или птичку, или рыбку Или зайку, или мышку, Но птички улетают, Рыбки уплывают, Зайки убегают, Мышки прячутся в нору. |
Дети ходят по кругу, выполняют упражнение Лисичка. Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок». Выполняют упражнение Птичка, а затем Рыбка. Выполняют упражнение Зайчик, а затем Мышка. Разводят руки в стороны.Выполняют упражнение Птичка, двигая скрещенными руками по кругу. Выполняют упражнение Рыбка, движение рук от себя. Выполняют упражнение Зайчик, движение рук от себя. Хлопают в ладоши за спиной. |
Беседа о сказке.
Вопросы по содержанию:
- Ребята, скажите, вам понравилась сказка?
- А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.
- Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?
- Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)
- Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?
- Как вы думаете они грустили, переживали?
- Вспомните, как про это сказано в сказке?
Творческое задание:
- Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?
- Как бы могла закончиться его встреча с лисой?
- Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?
- Как вы думаете, Жихарка веселый человек?
Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.
Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.
Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
В конце занятия предложить детям сыграть в подвижную игру «Лиса в курятнике».
Игра: «Лиса в курятнике»
На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.
Один из играющих назначает лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводить ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.
Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой.