Цели и задали урока:
- Дать представление учащимся об одном издревних видов народного искусства – искусстве мастеров–резчиков пряничных досок.
- Познакомить с историей традиционного пряничного производства Тверского края; с особенностью декора тверского пряника; культовыми обрядами, связанными с пряником.
- Воспитывать у учащихся интерес к истории, культуре и традициям своего края, к народному искусству.
- Формирование навыков работы со скульптурным тестом умений передачи формы пряника и его декора в стиле тверских мастеров.
Зрительный ряд:
1. Таблицы:
- "Формы и декор тверских пряничных досок",
- "Элементы декора тверской пряничной доски",
- "Формы фигурных пряников".
2. Пряничная резная деревянная печатная доска - современная работа тверского резчика по дереву.
3. Старинное полотенце с ручной тверской вышивкой;
4. Разделочные доски с росписью
5. Тверские современные сувенирные пряники.
Литературный ряд:
1. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли, РИФ, ЛТД, Тверь, 1995;
2. Жегалова С.K. Пряник, прялка, и птица Сирин., М, Просвещение, 1993
3. Яхнин Л. Вкусные картинки.
4. Майстровский М.Я. Земля мастеров. Московский рабочий, 1996
Музыкальный ряд: Народные мелодии в качестве фона во время выполнения работы.
Материалы: Скульптурное тесто, стеки, белая бумага, гуашь, кисти, палитры.
План урока
- Беседа об истории традиционного пряничного производства
- Сообщения учащихся об искусстве мастеров резчиков пряничных досок, о культовых обрядах, связанных с печатным пряником Тверского края.
- Систематизация полученных знаний (работа с таблицами)
- Выполнение эскиза формы и декора пряника.
- Выполнение творческого задания (работа коллективно-индивидуальная)
- Подведение итогов
Ход урока
Учащимся показываются сувенирные тверские пряники. Рассматриваются их форма и украшение.
Учитель: Ребята, вы все, наверное, ели пряники: маленькие, фигурные большие - сувенирные и другие. В руках у меня наш тверской сувенирный пряник. Что вы можете сказать о форме, декоре пряника? А может кто-нибудь расскажет что-либо из истории русского пряника?
(Учащиеся рассказывают о московских, тульских пряниках; о том, что без пряника не обходился ни один праздник и т.д.)
Учитель: Как вы думаете, почему на нашем уроке мы завели разговор о прянике?
Изделие из теста. Какое же отношение имеет пряник к нашим урокам?
(Учащиеся дают свои ответы)
Учитель: Все верно, потому что в украшении пряников мы можем видеть те древние образы, символы, которые часто встречаются в народном искусстве: в резьбе по дереву, в росписи, в вышивке.(показать вышивку конца полотенца, росписные доски). На Руси с давних времен существовал культ пряника. Пряники делали по всей Руси: московские, вяземские, тульские, тверские...Оказывается и наш пряник был знаменит. Какие они были по вкусу, сейчас нам трудно судить, наверное, очень вкусные: сахарные, паточные, медовые, с вареньем, изюмом, миндалем, орехами, кардамоном и перцем, мятой... Но наша задача сегодня на уроке, узнать: какую роль играл пряник в жизни человека, познакомиться с искусством резной пряничной доски, её формой и декором.
Сам пряник испечь труда не составляло, а вот вырезать форму... Это делали только искусные резчики. И доски пряничные передавались из поколения в поколение. Так давайте совершим путешествие в прошлое, познакомимся с тверским пряником, попробуем его сделать сами. И может быть, эти древние лакомства вам захочется вернуть в свой дом, сделать подарок для гостей.
1 ученик: Пряник был признаком хлебосольства, украшением стола, неотъемлемой частью свадебного обряда и других обрядов, традицией и венцом всякого угощения.
В каждой местности делали пряники по-своему: и по форме, по рецепту. Пекли пряники кустари, пекли семьями, были пряничные заведения. Больше всего пекли пряников в Торжке - 6700 пудов в год. Разные пекли пряники: сухие пряники для ярмарок, наборные ковриги из полубелого теста и цветного для детей, по размеру маленькие и большие, которые едва помещались в санях.
2 ученик: Для изготовления пряников использовались печатные пряничные доски. В руках у меня пряничная доска. Делал ее мастер нашего времени, но суть изготовления - одна. Использовалась обычно для форм древесина груши, березы, липы. Узор резали квалифицированные мастера. Чтобы получить в тесте выпуклое изображение, в дереве создается обратный рельеф. Мотивы резьбы самые разные. Разнообразие в форме, декоре объяснялось поводом, к которому делался пряник. По образцам сохранившихся пряничных досок можно судить о характере тверского пряника. Изготавливали пять типов пряников: фигурные, штучные, наборные; почетные, городские.
(на доске написаны типы пряников)
Фигурные делали в форме коня, петушка, шагающего льва, птицы, куклы. Нарядные осташковские делались в виде медведя, коня, ветки сливы, выпекалась сахарная стерлядь, пара ведер с золотым коромыслом, простые сосульки, круглые лепешечки, квадратцы. Штучные пряники с одним элементом узора имели видоизмененную старинную плетенку, как в вышивке, птицу "с оглядкой". Особой композицией в украшении отливались почетные пряники. Их декор имеет наиболее древние мотивы: лев, птица сирин, птицы среди тюльпанов. Солярные знаки, женские фигурки, растительный орнамент
Учитель: Вам эти узоры ничего не напоминают?
(ответы учащихся)
2 ученик: Наборные пряничные доски - на одной доске вырезалось несколько одинаковых форм, с разнообразным геометрическим орнаментом и растительными мотивами. Особенно крупными композициями отличаются самые крупные, так называемые, почетные пряничные доски XVIII века с наиболее древними мотивами. Густой узор по традиции обрамлен надписями: "...сей пряник паточный, пить и есть на здравие, с добрыми людьми чиня беседу..." (надпись выполнена на доске)
(Показываются рисунки пряников из книги "Вкусные картинки". Учащиеся рассматривают рисунок почетного пряника.)
3 ученик: Пряник был не только дешевым лакомством и почетным подарком с добрыми пожеланиями и поздравлениями, но и непременной принадлежностью многих культовых обрядах, в первую очередь - свадебных. В Осташкове, например, через три дня после сговора девушки от невесты ходили к жениху в сопровождении мужчин за пряниками и гостинцами. В Тверском уезде жених отправлял своего отца к невесте с гостинцами и пряниками для девичника.
В Старице невесте перед отъездом к венцу сваха прятала за пазуху пряник, который после венца делила между молодыми, чтобы они сильно любили друг друга. В Ржевском уезде в день свадьбы молодая откупала пастель у невестки; откупалась пряниками от гостей, когда подметала пол, чтобы они не сорили. Пряники использовались и в играх сельской молодежи. "Разгонный пряник" подавали в конце праздника. Полужив кусок пряника, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам.
По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на обратной стороне вырезали буквы, соответствующие начальным буквам имен архангелов. Употребляли пряники и в печальных обрядах: поминки заканчивались угощением пряником. В Тверских досках часто встречаются изображения животных: коровы, коня, овцы, домашней птицы. Фигурки эти пеклись из ржаного теста в Егорьев день, 23 апреля, - день первого выгона скота. Их раздавали детям, ставили на окна, даже скармливали скоту, "чтоб скот летом ходил сам домой и лучше плодился". До самого недавнего времени по деревням весной, едва ли не в каждой избе, пекли из теста жаворонков, отмечая наступление теплых дней.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ. Как видим, в жизни народа пряник - отражение многих культовых обрядов, отражение мировоззрения народа.
Уходят в прошлое старинные обычаи, это закономерно. А вот печатного пряника - жаль.. Но, может быть, этот хороший обычай вернется в наш дом.
А мы сегодня попробуем из скульптурного теста сделать свои пряники. Пусть нет пряничной доски, но можно вырезать пряник из теста, украсить его.
Давайте сначала рассмотрим эти таблицы. (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4) На них представлены формы тверских пряничных досок, элементы украшений их, примеры форм фигурных пряников. Разберитесь, где наборные, где штучные формы досок.
(Далее таблицы убираются, за исключением одной: "Элементы декора тверской пряничной доски")
Возьмите листки бумаги, карандаши и придумайте форму для своего пряника.
Подумайте об элементах декора для него.
Давайте сохраним тверские традиции в форме и в украшении своего пряника.
Учащиеся выполняют упражнение на форму несколько минут.
Учащиеся заканчивают упражнение.
Учитель: А теперь делаем пряники из теста. Раскатаем его в пласт, вырежем форму, украсим. Обращаем внимание на четкость силуэта, плавность линий.
Учащиеся начинают выполнять задание. Звучат народные мелодии во время
работы. Работа коллективно-индивидуальная.
По завершению работы учитель обращается к учащимся:
- Давайте посмотрим, каких пряников мы "напекли".
Подводятся итоги урока. Организуется выставка пряников.
В конце урока учитель раздает красиво оформленные РЕЦЕПТЫ тверского пряника.
Учитель: А это я предлагаю вам рецепт настоящего пряничного теста.
Теперь вы можете дома сделать настоящий тверской пряник к любому празднику, и "...сей пряник паточный пейте и на уроке использовались следующие пословицы:
"Всяк своему нраву работает", "Что город, то норов; что деревня, то обычай", "Что изба, то стряпня. Всякая хозяйка на свой лад", “Ешьте на здоровье, с добрыми людьми чиня беседу..."