Цель: получение знаний, умений и навыков по измерению фигуры для построения чертежа фартука.
Задачи:
Образовательные
- научить правильному измерению фигуры человека;
- показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;
Развивающие
- развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
- научить составлять описание модели фартука;
Воспитательные
- воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации, воспитание чувства прекрасного.
Время урока: 90 минут.
Тип урока: комбинированный.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Наглядные пособия: эскизы фартуков с описанием, фартуки из ткани разнообразных моделей, художественная и изобразительная литература с видами фартуков.
Оборудование и материалы:
- плакаты - “Мерки для построения чертежа фартука”, “Основные линии фигуры”, “Название деталей чертежа фартука”,
- манекен,
- сантиметровые ленты,
- тесьма для опоясывания талии.
Ход урока
1. Организационная часть (2 мин.)
- приветствие;
- проверка присутствующих учащихся;
- проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала (10 мин.).
На прошлом уроке мы с вами говорили о назначении и видах одежды. Давайте проверим, как вы поняли материал.
Вопросы:
1. Какая бывает одежда по назначению?
2. Какую одежду, перечислите, относят к бытовой?
3. Что значит нарядная одежда? Куда в ней можно пойти?
4. Что значит повседневная одежда?
5. Что значит домашняя одежда? А по правилам этикета халат и тапочки можно носить где?
6. Перечислите мне профессии людей, которые носят форменную одежду?
7. Производственная одежда, что это за вид одежды и как она подразделяется?
8. Как мы с вами сможем в магазине отличить продавцов от покупателей?
Итак, вы все правильно сказали. Давайте посмотрим, как вы выполнили домашнюю работу в альбомах. Вы должны были оформить разнообразные виды одежды, вы могли воспользоваться журналами или нарисовать сами. Откройте свои альбомы и покажите мне.
(Идет оценивание работ, отмечаются удачные, и дается рекомендация для выполнения, как лучше оформить не очень удачные работы.
А еще на прошлом уроке я предложила вам поработать в роли художника-модельера. Кто такой художник-модельер? Вы должны были создать (нарисовать) тоже в альбоме модель по предложенной вам теме и дать ее описание. Вам предлагалось даже это сделать в творческой форме. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.
Идет защита своих эскизов. (Походу выступления учащихся им выставляется оценка.)
Последняя ученица защищает модель спецодежды, где есть фартук.
-Не спроста у ученицы модель показана с фартуком.
Для чего нужен фартук в твоей модели? Ответ ученицы.
3. Сообщение познавательных сведений (7 мин.).
А ведь действительно фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники (демонстрация книги).
С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Вы поняли, что сначала передники носили мужчины, а потом стали носить и женщины. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
Давайте подумаем, люди, каких профессий в те далекие времена носили фартук? (Демонстрация книг).
И я вам говорила, что у нас на уроках технологии должна быть спецодежда. Какая и зачем? (ответ учеников)
И поэтому тема нашего урока сегодня: “Снятие мерок для построения чертежа фартука”. Наша с вами цель научиться снимать мерки, запомнить, где располагаются на человеке основные линии фигуры, для того, чтобы мы смогли построить чертеж, а в дальнейшем сшить фартук для своих уроков технологии.
4. Изложение программного материала (36 мин).
Прежде, чем мы с вами приступим к изучению снятия мерок, давайте посмотрим, какие фасоны фартуков бывают.
На доске повесили эскизы - 4 разных фасонов фартуков. Давайте прочитаем их описание, и разберем, где что находится. Но на доске висит подсказка, как называются части фартука, ею можно пользоваться.
А сейчас мы с вами посмотрим готовые фартуки из ткани на наших манекенщицах. Кто такие манекенщицы?
(Демонстрация фартуков на девочках).
Давайте попробуем описать эти модели фартуков.
А теперь, я попрошу выйти Н. Ларионову и надеть фартук Резаевой П. Как вы думаете, почему на Наташе “сидит” фартук не так, как на Полине? (Наташа намного выше и чуть полнее Полины) (ответ учениц).
Вот поэтому, что все люди разные и нужно правильно уметь снимать мерки. Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру”, только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить фартук на Наташу.
Итак, открываем тетради, и записываем тему сегодняшнего урока: “Снятие мерок для построения чертежа фартука”.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой.(запись в тетради)
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Давайте рассмотрим плакат “Основные линии фигуры” и запомним, где какая линия находится и как она называется.
Во время показа линии талии проводится физкультминутка.
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
(После объяснения материала еще раз проговариваю с ученицами название основных линий фигуры в виде игры “Да, нет”. Показываю на манекене линию и называю ее. Дети отвечают “Да” или “Нет” в зависимости от правильности названных мной линий.)
В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
Но есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Откроем страницу 126 учебника В.Д. Симоненко и прочитаем правила. (девочки читают вслух по очереди, учитель комментирует).
А теперь давайте посмотрим, как снимаются мерки на манекене. (Учитель показывает на манекене приемы снятия мерок, используя инструкционную карту: “Мерки для построения чертежа фартука”, а также по учебнику В.Д.Симоненко стр.54. учащиеся производят запись в тетрадь.)
5. Организация повторения по осмыслению усвоению материала (5 мин.).
Учащиеся проговаривают название мерок, и показывают, как надо снимать мерки на манекене.
6. Практическая часть (25 мин.)
Практическая работа “Снятие мерок”. Учебник В.Д. Симоненко стр.54
Последовательность работы:
1. Оформить таблицу.
2. Снять мерки и записать в таблицу. (Проводится парами. Если учитель видит, что учащиеся не правильно снимают, он еще раз показывает – проводиться текущий инструктаж).
3. Нарисовать выбранную модель фартука и составить его описание.
По ходу выполнения практической работы учитель проверяет правильность снятия мерок.
7. Заключительная часть (5 мин.).
Вопросы для закрепления нового материала:
1. Что нового мы узнали на уроке?
2. Что называют мерками?
3. Какие мерки нужны для построения фартука?
- Проводится анализ допущенных ошибок.
- Выставление оценок в дневники и журнал.
- Задание на дом - § 12, дорисовать модель и ее описание, к следующему уроку принести миллиметровую бумагу, линейку закройщика, чертежные инструменты.
- Уборка рабочих мест и мастерской.
Использованная литература:
- Симоненко В.Д. Учебник “Технология” 5 класс
- Русские народные сказки.
- Книги по искусству с иллюстрациями.