Освоение проектной деятельности на внеклассных занятиях по литературе

Разделы: Внеклассная работа


Прежде всего, перед участниками проектной группы была поставлена социально-значимая задача (проблема), над решением которой в дальнейшем и строилась работа. Задача была определена Положением конкурса социальных проектов “Сто классных проектов”, проводимых РУСАЛом, в котором кадеты 44 взвода решили принять участие.

Следующим шагом стало планирование действий по решению проблемы, т.е. с разработки плана самого проекта. Был определен список дел, мероприятий по реализации идей с указанием конкретных действий, сроков.

Затем началась исследовательская работа кадет, в результате которой была собрана, обработана, осмыслена и представлена проектной группой информация, касающаяся главной проблемы, решаемой проектом.

Проектной группой был определен итоговый продукт, который будет в результате освоения данного проекта.

В качестве методики была взята технология проектной деятельности, разработанной Е.С. Полат.

Действуя в соответствии с данной моделью, предварительно адаптировав ее к условиям кадетской жизни, мы с кадетами прошли следующие этапы:

  1. Проведено формирование проектной группы.
  2. На первом занятии были определены цели, задачи проектных работ, замысел нашего проекта в соответствии с Положением о конкурсе “Сто классных проектов”,конечный результат проекта. Каждый проектант должен был представить индивидуальный проект, направленный на улучшение уровня знаний школьников по культуре родного края.
  3. Выдача методического материала по освоению проектной деятельности для каждого участника проектной группы, с целью разработки и представления собственного индивидуального проекта в соответствии с существующими правилами и требованиями.
  4. Проведена консультация по выбору тематики проектов, формулировке идей, постановке задач.
  5. Групповое обсуждение идей каждого индивидуального проекта.
  6. Поисковый этап.
  7. Промежуточные отчеты кадет.
  8. Консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  9. Защита индивидуальных проектов. На данном этапе каждый проектант защищал свой собственный проект. Защита сопровождалась компьютерными презентациями, некоторые использовали схемы, диаграммы.
  10. Обсуждение и отбор наиболее интересной и социально-значимой идеи для общего командного проекта на конкурс “Сто классных проектов”. Критериями отбора единой идеи стали следующие: актуальность идеи, ее социальная значимость, реальность проекта, достижимость результата, охват участников.
  11. Распределение обязанностей членов группы по разработке и оформлению общего конкурсного проекта.
  12. Промежуточные отчеты кадет, корректировка хода работ и заданий по проекту.
  13. Предзащита проекта перед кадетами роты.
  14. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  15. Заключительный этап: оформление Портфолио проекта.
  16. Сдача Портфолио на конкурс “Сто классных проектов”, проводимый РУСАЛом.
  17. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
  18. Итоговый этап. Обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе, в качестве благодарности всем участникам проектной группы – экскурсия в Художественный музей им. В.И.Сурикова.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Визитная карточка проекта

Название проекта: “Творчество продолжается

Краткое описание проекта:

В данном проекте кадеты предложили проведение краеведческой акции в форме конкурса знатоков культуры Красноярья, а также проведение творческого конкурса рисунков, поделок, сочинений и рассказов по изученному культурному наследию. Проект рассчитан на учащихся 5 – 9 классов школ Советского района города Красноярска, а также на кадет и воспитанниц Мариинских женских гимназий Красноярского края.

Информация о заявителе:

Государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат “Красноярский кадетский корпус” им. А.И. Лебедя. 44 взвод (7 класс)

Информация о партнерах:

Методический центр системы кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий Красноярского края.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КЛАССА:

Кадеты 44 взвода – это ученики 7 класса. Во взводе учатся инициативные, активные, спортивные мальчишки. Они – постоянные участники внутрикадетских и межкорпусных мероприятий, общественно-полезных акций. Во взводе все занимаются плаванием, легкой атлетикой, самбо. Многие являются призерами соревнований различного уровня: краевых, городских и межкадетских.

Большинство занимается в различных творческих кружках Центра дополнительного образования: керамики, вышивки, игре на фортепиано, в театральном, занимаются в хоре и вокальном ансамбле “Кадеты”.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Кадеты считают, что одной из проблем их сверстников является отсутствие интереса к изучению культуры родного края. Многие школьники ничего не знают о культурных достижениях Красноярья. Опрос, проведенный проектантами среди школьников Советского района, показал, что многие из них не могут назвать картины даже самого знаменитого земляка – Василия Ивановича Сурикова, кстати, 160-летие которого мы отмечаем в этом году. Мы превращаемся в “иванов, не помнящих родства своего”. А ведь общеизвестно, что без знания истории невозможно построить будущее. Поэтому участники проектной группы решили хоть немного исправить данное положение и привлечь внимание школьников к изучению культурного наследия нашего родного края.

Кадеты 44 взвода любят принимать участие в конкурсах, соревнованиях. А почему бы не посоревноваться в знании культуры края и не проявить свои таланты в художественном и литературном творчестве, посвятив свои работы выдающимся деятелям культуры Красноярья? И показать, что творчество продолжается в работах современных школьников. И среди наших сверстников тоже есть таланты, которые, возможно, тоже в будущем составят славу нашего края.

Задачи проекта:

  • привлечь внимание школьников к изучению культуры края, жизни и творчеству выдающихся деятелей культуры Красноярья;
  • проявить собственные творческие художественные и литературные таланты;
  • выявить талантливых, творческих школьников;
  • расширить кругозор участников проекта;
  • развить совместную деятельность учеников, родителей, учителей и воспитателей в подготовке к участию в конкурсе;
  • научиться выстраивать коммуникации;
  • освоить проектную деятельность;
  • издать буклет по итогам конкурса.

Считаем, что данную краеведческую акцию лучше проводить в форме конкурса, так как такая форма является наиболее стимулирующей, соревновательной.

Целевой группой проекта являются ученики 5-9 классов Советского района, кадеты и воспитанницы Мариинских женских гимназий Красноярского края, их учителя, воспитатели, родители.

Проект рассчитан на 3 года.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Активизировать интерес учащихся к изучению истории культуры края, жизни и творчеству выдающихся деятелей, стимулировать ребят на раскрытие собственного творческого потенциала.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Школьники не проявляют интерес к прошлому, плохо знают достижения культуры, жизнь и творчество выдающихся деятелей Красноярья, с которых можно брать пример в служении родине.

ДЛЯ КОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТ:

Ученики 5-9 классов школ Советского района.

Кадеты кадетских корпусов края.

Воспитанницы Мариинских женских гимназий края.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ )

Школьники изучат достижения культуры Красноярского края, жизнь и творчество выдающихся деятелей Красноярья. Выявление талантливых юных художников, писателей.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 3 года.

Портфолио проекта состоит из следующих разделов:

Подробный план реализации проекта (действия, этапы, результаты, участники )

Чья помощь и поддержка понадобятся при реализации проекта.

Какие риски и потенциальные опасности могут возникнуть.

Календарный план реализации проекта.

Команда проекта.

Бюджет проекта.

Комментарии к бюджету.

Страничка заявителя.

Приложение:

- Письмо поддержки;

- Гарантийные письма от администрации кадетского корпуса;

- Копия Устава Кадетского корпуса.

- Копия Лицензии Кадетского корпуса.

Результаты конкурса “Сто классных проектов” еще неизвестны. Но результаты деятельности кадет 44 взвода определены ими самими:

  1. Кадеты получили первоначальное представление о методе проектной деятельности и получили навыки его практического освоения, разработав собственные индивидуальные проекты, а также сделали совместный конкурсный проект.
  2. При работе над проектами повысили свой культурный уровень, а также улучшили свои знания по культуре и искусству края.
  3. Вовлекли в сферу своей деятельности некоторых учителей, воспитателей и родителей.
  4. Даже если проект не найдет понимания и поддержки и не выиграет грант, кадеты готовы реализовать проект в своем учебном заведении – Красноярском кадетском корпусе.