Обучающая цель урока: ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; c помощью презентации, выполненной в Power Point; научить технике выполнения счетных швов.
Развивающая цель урока: развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная цель урока: воспитывать любовь к одному из древних видов искусства – вышивке; умение доводить начатое дело до конца; прививать эстетический вкус.
Инструменты, материалы и приспособления: ножницы, пяльцы, нитки мулине, игла с увеличенным ушком, канва.
Наглядные пособия: картины, выполненные учащимися, журналы, одежда, украшенная вышивкой, предметы быта, презентация “Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: шов “крест”, гобеленовый шов”; инструкционные карты выполненные в Microsoft Word.
Оборудование: проектор, компьютерная программа Power Point.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Понятие “декоративно-прикладное искусство” достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные “последователи” - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее культуры.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов.
Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией. В изображения закладывался определенный смысл.
Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники свет – солнце и луну, горизонтальной волнистой линией – воду; вертикальной – дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольниками.
Вышивку наших соседей – белорусов - определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.
Украинцам свойствен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей.
Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.
Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера распространены у народов Крайнего Севера.
Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату.
У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время прекрасно соединились традиционное и современное начало.
Композиционное построение узоров
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
а) какие швы будут использованы в работе;
б) назначение изделия;
в) расположение узора на изделии;
г) выбор цвета для его выполнения.
Все это – слагаемые понятия “композиция”.
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быт выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
Орнамент - последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняются изделия.
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом.
Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы:
роспись, набор, счетная гладь косая стежка, крест, гобелен. Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.
Ленточный орнамент
Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.
Сетчатый орнамент
Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент в котором отдельные элементы вписываются в какую-нибудь геометрическую фигуру.
Розеточный орнамент Симметричная композиция Равновесие композиции
Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
Симметрия – соразмерное расположение форм, линий, красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента.
Запомним: композиция, ритм, орнамент, раппорт, мотив орнамента, сетчатый орнамент, центрический орнамент, ленточный орнамент, шов “крест”, гобеленовый шов.
Запоминание происходит естественным путем, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Для лучшего запоминания новые слова записываются на доске, а затем переносятся учащимися в тетрадь.
Повторим: 1. Что такое композиция?
- Как можно выделить основную часть композиции?
- Что такое ритм?
- Что называют орнаментом, раппортом?
- Всегда ли мотивы в орнаментальном узоре повторяются?
- От чего зависят форма и расположение композиции?
Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументировано отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией.
3.Практическая работа. Выполнение вышивки швом “крест” по схеме.
Выполнение вышивки гобеленовым швом по схеме (объяснение с показом практических действий).
Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток.
Если крест идет по одной линии, горизонтально (рис.а), то все стежки выполняются сначала в одну сторону, а затем перекрываются стежками, направленными в другую сторону; основные стежки выполняются слева – снизу направо – вверх, а перекрывающиеся – справа – снизу налево – вверх. Равномерная вышивка получается, если следовать этому основному правилу.
Если крест идет по вертикали (рис.б), то, сделав один стежок снизу вверх, надо на изнаночной стороне перейти прямо вверх, вывести иглу на лицевую сторону и сделать косой стежок вниз влево.
Сложнее выполнить работу по диагонали (рис.в), так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне лежали в одном направлении, а на изнаночной шли прямыми полосами.
Косой гобеленовый шов – это строчка повторяющихся стежков, которые выполняют, выводя нить на лицевую сторону из левого нижнего клеточки, а заканчивают – в правом верхнем.
Косой гобеленовый шов
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Выполнение учащимися самостоятельной работы.
Инструкционная карта №1
Шов “крест”
|
Инструкционная карта №2
Гобеленовый шов
3. Проутюжь вышивку с изнаночной стороны. |
Обход рабочих мест с целью своевременного анализа, выявляющего сильные и слабые стороны в работах и корректировки деятельности учащихся.
Задание 1 уровня: увеличить, распечатать одну из выбранных схем и выполнить работу по вышивке крестом.
Задание 2 уровня: увеличить, распечатать схему и выполнить работу в соответствии с данным цветовым решением.
Задание 3 уровня: увеличить, распечатать схему и выполнить работу по вышивке.
Дополнительное задание: создать схему для вышивания крестом или гобеленовым швом, ленточного орнамента используя ИКТ.
Подведение итогов.
Проверить: аккуратность и ровность стежков; чистоту стежков с лицевой и изнаночной сторон.
Оценить работу учащихся, учитывая следующие критерии:
- декоративность - решение цвета, изобразительных элементов;
- содержательность - полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний;
- оригинальность - работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.