«Как подготовить и провести урок развивающего типа? Как сделать процесс изучения математики интересным для детей и эффективным с точки зрения современных образовательных целей?» - эти и многие другие вопросы встают перед современным учителем. Как сформировать у подрастающего поколения готовность к саморазвитию? Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей. Применение технологии деятельностного метода, использование возможностей информационно- коммуникативных технологий в сочетании с игровой формой позволяют увлечь ученика, создают условия для формирования способностей к самостоятельному приобретению знаний. Включение учащихся в деятельность влияет на глубину и прочность усвоения знаний. Данный урок является одним из примеров развивающего обучения. Это урок «открытия» нового знания, разработанный с учётом идей гуманизации и гуманитаризации процесса образования, которые обеспечивают психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма проведения: урок – исследование.
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать понятие о правилах вычитания десятичных дробей, учить учащихся применять правило вычитания десятичных дробей при решении примеров.
- Развивающие: Формировать у учащихся умения применять ранее полученные знания к умению использовать их в изменённой ситуации, формировать умения осознавать проблему, делать выводы и обобщения; развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
- Воспитательные: Воспитывать культуру речи, активность, умение общаться в коллективе, аккуратность.
Оборудование: ПК, проектор, экран, диск с авторскими материалами презентационных слайдов; карточки с текстом задачи – проблемы и алгоритмом ее решения, «Рабочая тетрадь» из УМК Дорофеева, разрезные карточки с правилом вычитания десятичных дробей.
Ход урока
Сегодня на уроке мы с вами будем выступать в роли учёных-первооткрывателей. Но, чтобы сделать новое открытие нужно вспомнить и повторить уже известное.
Перед вами лежит отчётный лист. После выполнения и проверки каждого задания, вы должны вносить в отчётный лист свои результаты. В отчётном листе напротив задания вы будете ставить «+» - если задание выполнено без ошибок
И «-» - если допущена ошибка.
В строке «Итог» вы поставите себе отметку за сегодняшний вклад в открытие, за свою работу. Я, также, в своём листе отчёта буду отмечать ваше участие в устной работе: ваши ответы – объяснения или ответы – открытия. За самые удачные объяснения вы получите в конце исследования отметку.
И, конечно же, вам предстоит ещё раз убедиться в правильности своего открытия, выполнив небольшую самостоятельную работу.
Тему нашего сегодняшнего исследования мы узнаем чуть – чуть попозже.
А сейчас, внимание, запишите в тетрадь число, классная работа. Слайд 1.
И приготовьтесь выполнить следующие задания. Слайд 3 .
Задание 1.
Составьте 4 равенства из десятичных дробей:
Задание 2. Слайд 4 .
Переведите обыкновенную дробь в десятичную:
У: Когда мы можем обыкновенную дробь представить в виде десятичной?
У: Как представить обыкновенную дробь в виде десятичной?
Слайд 5 . Проверка.
Слайд 6 . Задание 3.
Переведите десятичную дробь в обыкновенную:
Слайд 7 . Проверка.
У: Объясните как вы выполнили это задание?
Слайд 8 . Задание 4.
Выполните действие:
У: Как вычесть из 1 дробь 57/100.
Слайд 9 . Проверка.
Слайд 10 . Задача.
Слайд 11 . Вопросы.
У: Какое действие нам нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
У: Каких знаний нам не хватает?
У: Так, что же мы будем сегодня изучать на уроке?
У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
У: Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Вычитание десятичных дробей». Слайд 12 .
Наша цель: вывести правило вычитания десятичных дробей и научиться применять его при решении примеров.
Как же вы предлагаете решить задачу, мы же не умеем ещё выполнять вычитание десятичных дробей?
У вас лежит «Карточка №1», с указанным алгоритмом решения задачи. Следуя пунктам алгоритма проведите решение – исследование.
К доске пойдёт тот, кто быстро и аккуратно решит задачу в тетради.
Слайд 13, 14. Решение.
У: Попробуйте сформулировать правило вычитания десятичных дробей.
У: Перед вами лежат разрезные карточки. Ваша задача составить из отдельных фраз правило и наклеить его на лист отчёта. Командиры групп должны будут отчитаться о проделанной работе.
После выполнения задания и отчёта ребята сверяют полученные результаты с правилом, появившемся на экране.
Слайд 15 . Демонстрация примера записи вычитания десятичных дробей на Слайдe 16 .
У: После кропотливой исследовательской работы необходимо немножко отдохнуть. Но учёные даже на отдыхе не могут думать о своих открытиях и испытаниях, поэтому мы с вами совместим отдых и труд. Если выражение верно, то вы выполняете рывки руками, если нет - то круговые движения головой. На доске открываются, заранее написанные выражения, ученики показывают свои решения, выполняя физические упражнения.
Молодцы. Теперь вытяните руки вперёд на парту, закройте глаза и опустите голову на руки. Про себя сосчитайте до 10. Продолжаем работать.
Слайд 16 .
У: В соседней лаборатории, в которой ведётся аналогичное исследование, сотрудники и Незнайка запутались в своих исследованиях. Помогите им разобраться.
Р.т. стр. 19 № 45 (с места, комментирующий ответ); №46 (4уч. на доске, с последующей проверкой ребятами)
У: Спасибо за помощь.
У: Проверьте, что вы не ошиблись и сами умеете во всех ситуациях, применять «своё» сегодняшнее открытие. Перед вами лежит «Карточка №2» (Слайд 18 ) Вы должны выполнить задания. Будьте внимательны и аккуратны при записи чисел.
Задание вы будете выполнять на листочках. Подпишите фамилию, номер варианта.
Слайд 19 . Проверка.
Возьмите в руки карандаши. Проверьте свои ответы. Поставьте «+» или «-» в отчётный лист. Какие ошибки допустили?
Слайд 20 . Домашнее задание.
У: Пока я собираю листы-отчёты о проделанной работе и с/р, запишите д/з
Слайд 21 . Итог урока: Какое правило вывели? Что научились делать на уроке?
Выставление отметок.
СлайдСпасибо за урок.
Карточка №1.
Задача: Длина большой стрелки Кремлёвских курантов 3,28 м, а малой 2,97 м. На сколько большая стрелка длиннее малой?
Решите задачу по следующему алгоритму:
- выразите десятичные дроби в виде обыкновенных;
- выполните необходимое арифметическое действие;
- запишите ответ в метрах в виде десятичной дроби.
Карточка №2.1
Самостоятельная работа.
I вариант.
1.Найдите разность: 4,25 – 2,5.
А) 6,75; Б)1,75; В)2,2; Г) 2,75.
2.Решите уравнение: х + 3,4 = 7,67.
А)10,67; Б)4,27; В)4,63; Г) другой ответ.
Дополнительное задание:
3. Наибольшая глубина Тихого океана 11,022 км, а Атлантического на 2,594 км меньше. Найдите наибольшую глубину Атлантического океана.
4. Выполните действия: 4,46 – 2,7 + 1,34.
А)3; Б)8,5; В)3,1; Г) другой ответ.
Карточка №2.2
Самостоятельная работа.
II вариант.
1.Найдите разность: 6,35 – 3,5.
А) 3,3; Б)2,3; В)2,85; Г) 3,85.
2.Решите уравнение: 4,7 + х = 9,84.
А)11,57; Б)12,57; В)12,6; Г) другой ответ.
Дополнительное задание:
3. Наибольшая глубина Индийского океана 7,45 км, а Северного Ледовитого на 2,594 км меньше. Какова наибольшая глубина Северного Ледовитого океана?
4. Выполните действия: 3,57 + 2,23 – 4,8.
А)10,6; Б)1; В)5,8; Г) другой ответ.