Цели:
- познакомиться с типом односоставных предложений, неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
- научиться отличать неопределённо-личные от определенно-личных предложений.
ХОД УРОКА
1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.
– И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка».
Доска: В чугунную доску били без устали.
Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет). Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно.
И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны:
1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные;
2) цели урока.
2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)
1. «Разминка»
1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.
– Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.
(Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)
2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).
Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)
– Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?
(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)
– Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)
2. «Лови ошибку»
1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.
Согласны? (Нет!) Почему?
2) Из этих предложений, записанных на доске:
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?
3. «Развиваем речь»
Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения.
1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.
2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.
3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.
3. Сотворчество (новый материал)
– На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.
1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями
Доска:
1) Ведут ко мне коня.
– Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?
Доска: Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).
2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?
Доска: глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.
– важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет). В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)
– Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?
– Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!).
В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.
2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»
1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.
1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...
2-я группа – Согласны, или нет
2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----.
2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места)
4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы)
– Итак, подведем итоги нашей работы.
1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке»
Доска: В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное)
– А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).
– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)
1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна
барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе
двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то подарок.
2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание
– Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.
Можно начать так:
Доска:
- Из урока я понял (а), ....
- Мне стало ясно, что....
- Я познакомился (-лась) с
- Я узнал (а)....
3) Домашнее задание – упражнение № 190