“Мышление начинается с удивления”
/Аристотель/
“Горят причудливо краски,
И, как не мудра голова
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!”Э.Асадов
Цель: развитие познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи:
- создать условия для развития мышления, самостоятельности, самовыражения учащихся через коллективную деятельность;
- способствовать формированию навыков общения, ответственности за конечный результат;
- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, воспитывать интерес к предмету.
Действующие лица: автор, папочка, мамочка, дети Танечка и Ванечка, горилла, крокодил, Бармалей, бегемот, обезьяны (2 чел.), апельсины (5 чел.), смешные числа (5 чел.)
I часть
(занавес открывается)
Автор:
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
В Африке разбойник, в Африке злодей,
В Африке ужасный Бармалей.
Он бегает по Африке и кушает детей,
Гадкий, нехороший и ужасный Бармалей.
(звучит музыка)
И папочка, и мамочка под деревом сидят,
И папочка, и мамочка детям говорят:
Мамочка: Африка ужасна, да – да – да!
Папочка: Африка опасна, да – да – да!
Родители: Не ходите в Африку, дети, никогда!
Автор:
Но папочка и мамочка уснули вечером,
А Танечка и Ванечка в Африку бегом.
(звучит музыка)
Дети: В Африку! В Африку! В Африку бегом!
(звучит музыка, дети исполняют 1-й куплет песни “Остров Тенериф”)
Автор:
Но ошибся Ванечка, и ошиблась Танечка,
Не научились вовремя дети вычислять.
И пришли не в Африку, ну совсем не в Африку
А в страну Цифирию, где учатся считать.
(исполняется песня “Как хорошо уметь считать”)
Автор: По Цифирии гуляют, фини-финики считают
Дети: Вот Цифирия! Ах, Цифирия!
Ванечка: Что ни шаг- пример, задачка, упрости, найди, реши
Танечка: Начерти отрезок, угол или площадь отыщи.
Автор:
Выходила к ним горилла, им горилла говорила,
Говорила им горилла – приговаривала:
(музыка, звуки морских волн)
Горилла:
Вон акула – каракула, распахнула злую пасть,
Вы к акуле – каракуле не хотите ли попасть прямо в пасть?
Ванечка: Вон акула – каракула распахнула злую пасть,
Танечка: Раз зевнула, два зевнула и на горе, как напасть
Дети: Куб успел туда упасть.
(дети из зала на сцену бросают куб, акула его ловит и закрывает своим плащом)
Таня: И задачку нам акула задала, задала.
Ваня:
Ведь узнать нам надо срочно и решить нам надо точно
Какой объём полезный своим брюхом бесполезным
Та акула заняла, заняла.
Ведь длина ребра у куба ровно 5, ровно 5.
Таня:
Умножаем, умножаем мы длину на ширину,
Умножаем, умножаем мы ещё на высоту.
Ваня:
Ну, зачем так усложнять
Длину ребра мы в куб возводим и получаем – 125.
(дети иллюстрируют решение задачи на магнитной доске с помощью магнитных цифр)
Горилла: Испугалась акула и со страху утонула.
Таня: Ну и глупая акула
Ваня: Ты акула – каракула
Дети: Утонула – не подумала!
(звучит музыка, двое детей выкатывают два апельсина, которые представлены кругами оранжевого цвета, диаметр круга равен 150 см)
Автор:
Но вот по болотам огромный идёт и ревёт бегемот.
Он не смог разделить апельсины от того он так громко ревёт.
(дети подбегают к бегемоту и щекочут ему брюхо)
Автор: А Таня и Ваня хохочут, бегемотово брюхо щекочут
Дети: “Ну и брюхо, что за брюхо – замечательное”!
Таня:
Не реви, бегемот, не реви, в лапы ты апельсины возьми,
Делим каждый на равных 3 части, что получим сейчас – посмотри!
Ваня: Эти две части – Таня возьмёт
Таня: Эти две части Ваня возьмёт. А что остаётся тебе, бегемот.
Ваня: Сколько частей у тебя, посмотри! Точно 2/3! И зря не реви!
Автор:
Не стерпел тот раздел бегемот. Мало ему, и опять он орёт!
И Бармалея на помощь зовёт!
Бегемот:
Бармалей, Бармалей, Бармалей! Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей, не жалей, Бармалей, не жалей!
(Бегемот ходит по сцене рычит и зовёт Бармалея, но как только появляется Бармалей бегемот в страхе убегает.)
II часть
Звучит музыка.
Выбегает Бармалей и исполняет несколько движений из брейк-данса.
Дети испуганные убегают и прячутся под пальмой.
Автор:
Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали,
Он по Цифирии идёт, на всю Цифирию поёт:
Бармалей:
Я кровожадный, я беспощадный!
Я злой разбойник Бармалей!
И не буду я считать, и не буду я решать,
И не буду умножать, и не буду я делить!
Автор:
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
Бармалей: Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!
Автор:
Дети плачут и рыдают
Бармалея умоляют.
Дети:
Милый, милый Бармалей, смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей к нашей милой маме!
Мы от мамы убегать никогда не будем
По Цифири гулять навсегда забудем!
Милый, милый, людоед, смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями!
Автор: Но ответил людоед.
Бармалей: “Не – е – ет!!!”
Таня:
Ну, пожалуйста, мой милый, мой любимый Бармалей,
Пообедай наш любезный апельсинами скорей.
Бармалей:
Что мне ваши апельсины
Мне не хватит и корзины.
Ваня:
Ты не ешь нас, Бармалей,
Дай задачку нам скорей.
Автор:
Бармалей вдруг из штанины достаёт
Сразу 5 он апельсинов подаёт.
(на сцену дети выкатывают пять апельсинов)
Зло смеётся и ехидно говорит:
Бармалей:
Ну а это вы “смогёте” разделить? Ха-ха-ха-ха-ха!!!
Апельсинов сколько?
Дети: Пять!
Ваня:
Зря хохочешь ты, злодей, не спеши!
И детишек зря, злодей, не смеши!
Мы разделим их хоть шесть или пять
Ведь для этого лишь дроби надо знать!
Таня:
Ваня, дай-ка всем из нас по одному!
Что осталось, Бармалей?
Бармалей: Только два! Ха – ха – ха!
Таня:
Делим каждый мы ровно на 3
Что получим сейчас – посмотри!
Эти две части Ваня возьмёт.
Ваня:
Эти две части Таня возьмёт,
А эти две части тебе, Злодей – Бармалей!
Таня: И оставь нас скорей.
Ваня: Вот один, ещё 2/3, что получаем?
Бармалей: (растеряно) число – о – о-о...
Ваня: Какое число?
/Бармалей пожимает плечами/
(выскакивают на сцену обезьяны и начинают смеяться над Бармалеем)
Ваня:
Зря ты смеялся, Злодей – Бармалей
Ведь число не смешное, а сме – шан – ное!
Знай ты это, злодей – Бармалей!
Таня: Запомни это поскорей!
Бармалей: /плачет/
Я кровожадный, я беспощадный. Я злой разбойник Бармалей!
И мне обидно! И очень мне стыдно, что я считаю хуже детей!
Нет! Я исправлюсь! Я вам понравлюсь! И считать тоже я научусь!
Прочь, обезьяны, ешьте бананы. Учиться в Цифирию мигом помчусь!
(Бармалей убегает со сцены, а обезьяны исполняют танец)
Автор: Но вот из-за Нила крокодил встает и навесу число
Дети: Сме – шан – ное
Автор: Аккуратно несёт.
Дети: 1 3 /10, одна целая три десятых
Крокодил:
Ну, хочу я, ну хочу я по-другому смешанные числа писать
Буду, буду я, ребята, смешанные числа уважать!
Таня: Посмотрите, в аэроплане кт-то по небу летит.
Дети: Это доктор, это доктор умный доктор Айболит!!!
Автор:
Умный доктор Айболит к Тане – Ване подбегает
Таню, Ваню обнимает и всем в округе говорит:
Доктор:
Ну, пожалуйста, смотрите, запятую захватите.
И целую часть от дробной отделите.
Получаем дроби необычные, получаем дроби десятичные!
Дети: (1,3) одна целая три десятых, дроби необычные, дроби десятичные.
III часть
Автор:
Маленькие дети! Ни за что на свете,
не ходите в Африку, в Африку гулять!
А спешите, а спешите вы страну Цифирию попасть!
Там бесплатно, да бесплатно апельсины дарят нам,
Вычисляют, умножают делят всё на части и напополам.
В той стране Цифири смешной крокодилы, Бармалеи дружат с детворой
Учат их и математике не зря, приглашаем всех мы вас в Цифирию, друзья!
(все действующие лица выходят на сцену и исполняют песню “Дорогою добра”)
Дети:
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать, надо много уметь!
Бармалей:
И при этом, и при этом вы заметьте-ка,
Очень важная наука – математика!
Дети:
Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Бармалей:
Потому что, потому что вы заметьте-ка
Очень нам здесь пригодиться математика!
Доктор: Раз - два
Все: Скорость света
Доктор: Три – четыре
Все: Мы летим. На далёкие планеты поскорей попасть хотим!
1 ученик:
- Давайте, ребята, учиться считать
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
2 ученик:
- Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
3 ученик:
- Без счёта не будет на улице света
Без счёта не может подняться ракета
4 ученик:
- Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
5 ученик:
- Считайте, ребята, точнее считайте
Хорошее дело – смелей прибавляйте,
Плохие дела – поскорей вычитайте
Учебник научит вас точному счёту
Все: Скорей за работу, скорей за работу.
(занавес закрывается)