Форма: Афиша настроений.
Цель: изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого учащегося.
Задачи:
- рассмотреть основные особенности типов темперамента;
- выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников;
- показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация по теме “Темперамент” (см. приложение 2), компьютер, мультимедийный проектор.
Проведенная работа: заранее был проведен тест-опросник (см. приложение 1), который позволил учителю выявить тип темперамента каждого из учащихся.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Учитель:
Посмотрите на картинку.
– Что вы видите? (разных детей)
– Чем они отличаются друг от друга? (одни - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные,...)
– От чего это зависит? (от их настроения)
– А что такое настроение? Что означают слова “у меня хорошее настроение” или “мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? (они разные по характеру)
– А что определяет характер человека? (его темперамент)
Слайд 2.
Учитель:
Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.
Для этого мы вспомним, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.
II. Изучение теоретического материала.
Слайд 3.
Темперамент человека изучают с древних времен. Одним из первых исследователей темперамента был древнегреческий врач Гиппократ. Считалось, что темперамент – это смешение четырех стихий – воды, огня, земли и металла.
Слайд 4.
Известно, что качества темперамента мы приобретаем по наследству, но в процессе жизни они могут изменяться. В силу того что эти изменения происходят довольно медленно, принято считать, что темперамент человека является наиболее устойчивой его характеристикой. Тем не менее с возрастом темперамент хотя и медленно, но меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, усилий человека, профессии, которую он выбирает, и, конечно, наследственности.
Слайд 5.
Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во-первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность), во-вторых, в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.
III. Коллективная работа.
Учитель:
– Определите по перечисленным качествам, в какой четверти должен быть тот или иной тип темперамента.
– Посмотрите на человека на картинке и по его эмоциям для каждой картинки найдите место в нужной четверти.
Слайд 6.
Учитель:
Рассмотрим каждый тип темперамента в отдельности.
Слайд 7.
Учитель:
Работоспособность меланхолика зависит от настроения, поэтому ему необходимо эмоциональная поддержка и регулярный отдых.
Меланхолик, человек которого “ведут” (руководителем он не может быть).
Люди меланхолики могут поддержать идею, они творческие люди, у них высоко развито воображение. При разговоре с меланхоликом нельзя использовать резких слов. На ответственные опасные участки нельзя их ставить.
Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.
Слайд 8.
Учитель:
Холерики все схватывают на лету, быстрая смена чувств, высокая работоспособность, инициативны, работу доводят до конца. Это люди творчества, стремятся к самостоятельной работе, общительны, легко входят в контакт. С холериком нужно наладить хорошие отношения. В споре высоко возбуждаются. Холерика можно заинтересовать деньгами, пустой работы его не завлечешь. Он ставит цель своей работы, социальное положение для него очень важно. Легко сходится с сангвиником и меланхоликом. Соединение двух холериков не возможно!
Слайд 9.
Учитель:
Сангвиники отличаются высокой работоспособностью, дисциплинированностью и эмоциональной сдержанностью. Они легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на другую.
Сангвиники быстро мыслят и чувствуют, у них живая речь. Плохо выполняют монотонную работу, хорошо работают на ответственных местах, при загруженности работой - он чувствует себя хорошо. С подчиненными сангвиники находятся в строго деловых отношениях.
Женщины – сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная оценка.
Мужчины – сангвиники легко переносят замечания.
Слайд 10.
Учитель:
Флегматики достаточно работоспособны, хотя и менее активны сангвиника, а в эмоциональном отношении просто невозмутимые. Поэтому они редко гневаются и печалятся, правда, и радуются мало.
Флегматики трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Они обычно замкнуты и медлительны.
Флегматикам необходимо давать задание в письменной форме. В коллективе флегматики уживаются со всеми типами темперамента. Лидерами в коллективе бывают редко, но медленно могут повышать свою карьеру. Для флегматиков не важна материальная поддержка, а похвала инициативой.
Слайд 11.
Учитель:
Найдите на картинке себя и своих одноклассников.
Рассуждения учащихся.
Слайд 12.
Учитель:
Понаблюдайте за вашими одноклассниками и постарайтесь на основании приведенной методики понять особенности их темперамента. Найдите различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших одноклассников. Таким образом, вы сможете проанализировать причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях с ними.
Влияет темперамент и на выбор профессии. Как правило, человек выбирает те виды деятельности, которые соответствуют его темпераменту. Такие качества, как скорость выполнения тех или иных действий, общительность, эмоциональность, могут стать определяющими в выборе профессии.
Слайд 13.
Учитель:
Люди с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, внимательно слушают, легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности, и могут достаточно долго работать не утомляясь.
Поэтому, таким людям рекомендуется частая смена видов деятельности. Давать большой разнообразный объем работы, что может благотворно повлиять на интеллектуальный уровень человека.
Люди с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются, тем, что реактивность преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если “не нравится” - отключается мгновенно. Работоспособность у этих людей очень не устойчива.
Таким людям надо учиться сдерживать себя, усмирять свои негативные эмоции с помощью таких эффективных средств психической саморегуляции, как физические упражнения, холодный душ, задержка дыхания и т.д.
Люди, с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредотачивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда включившись могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.
Поэтому, таким людям необходим индивидуальный подход, они требуют больше внимания со стороны окружающих.
Люди со слабым типом нервной системы мало активны (меланхолики): их невидно и неслышно ни на работе, ни на отдыхе; они очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются.
Таким людям нужно повышать уверенность в себе. Следует больше заниматься самосовершенствованием, стараться преуспеть в каком либо деле, а также серьезно заниматься повышением энергетических возможностей своего организма (с помощью физических упражнений, закаливания, творческой работы).
В каждом коллективе есть люди, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Это, естественно, т.к. любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 17.
Слайд 18.
Слайд 19.
Учитель:
Темперамент - это первый уровень, основание структуры вашей личности. Другие качества как бы нанизываются на темперамент и зависят от него. Он определяет степень энергичности человека, скорость его действий, эмоциональность и способность переключаться с одной деятельности на другую.
В каждом темпераменте есть что-то хорошее…
Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента…
Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…