Путешествие по речке

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели и задачи урока:

  • знакомство с буквой Р, р;
  • развитие фонетического и речевого слуха учащихся;
  • обучение сознательному, правильному, слоговому чтению слов с учётом возможности детей;
  • развитие речи учащихся;
  • формировать умение устанавливать последовательность звуков с помощью артикуляционного аппарата;
  • развитие визуальной памяти, моторики, мышления.

Оборудование: Панно на доске: 2 корабля, Карлсон, Наф-Наф, рыбки, водоросли, черепаха, рак, проволока, фишки для обозначения звуков, карточки для работы в паре, индивидуальные карточки для развития психических процессов.

I. Организационный момент.

Физ. минутка.

Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок. (С движениями)

(Играет музыка, стук в дверь)

У: Что случилось?

(Заходит ученица 7-го класса, приносит телеграмму, вызываю читающего ученика, он читает)

Ученик:

У: Кто отправил телеграмму?

Д: Королева Согласа.

У: Значит в беду попала согласная буква. Будем её выручать?

Д: Да.

У: И так, отправляемся в путешествие по реке. С собой возьмём хорошее настроение и знания нам пригодятся.

(Открывается доска, на ней: река, 2 корабля)

У: Карлсон и Наф-Наф захватили рыбок, надо их освободить. Чтобы освободить, надо прочитать слоги и слова.

II. Артикуляционная гимнастика.

“Чищу зубы” (язычком)

“Вкусное варенье”

“Лошадка цокает”

“Молоточек стучит”

У: Роток приготовили, читаем.

III. Чтение слогов.

(Трёх рыб освободили, в речку пустили)

IV.

(Прочитали, выпустили остальных рыб)

У: Рыбки радуются.

V. Физ. минутка.

(Движения руками)

Рыбки плавали, ныряли.
В чистой, тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

У: Что сделаем сеть?

Д: Сломаем, расплетём. (Выходят несколько детей, сеть разбираем)

Кусочки проволоки получает каждый ребёнок.

Расправляет её руками. (Развитие мелкой моторики)

VI. Знакомство с новой буквой.

У: Речка – быстрая река,

Буква Р вдали видна.

- Кто на доске, на реке увидел букву Р?

Д: Кораблик, на нём парус, как буква Р.

У: Кто ещё увидел букву Р,р?

Д: На стене две буквы: зелёная и синяя.

У: Почему они разного цвета?

Д: Иногда в словах звук слышится мягко, иногда твёрдо.

У: Сделайте из проволоки букву Р и положите на парту.

VII. Работа в паре.

(Чтение слов и предложений. Дети получают разрезанные карточки, на парту – одну карточку, читают вместе, помогая друг другу)

У детей возникает вопрос:

А у меня одна буква с точкой?

У: Дети, посмотрите внимательно на свои листочки, что вы заметили?

Д: Они разрезаны.

VIII. Работа с фишками. (Артикуляционная пауза)

У каждого ребёнка фишки зелёного, красного, синего цвета,

У: Я показываю ртом букву, а вы произносите: Р, а, о, у, с, н, э, и.

- А теперь, я произношу звук, а вы показываете фишку.

IX. Итог урока.

У: Посмотрите на рисунок на доске и произнесите слова, в которых встречается звук р или буква р. (Рречка, корабль, Карлсон, поросёнок, рыбки, водоросли, рак, черепаха)

В каких словах?

Д: Речка, черепаха.

X. (Раздаю карточки каждому ученику. Развитие визуальной памяти)

“Оживи букву”. Игра на внимание. Возьмите фломастеры или карандаши и найдите букву Р и “оживите” её. Дети выходят и показывают.

XI. Домашнее задание. Пофантазируй!

1. Дома, ребята, пофантазируйте.

2. Из проволоки сделайте рыбку.