Цели и задачи урока:
- знакомство с буквой Р, р;
- развитие фонетического и речевого слуха учащихся;
- обучение сознательному, правильному, слоговому чтению слов с учётом возможности детей;
- развитие речи учащихся;
- формировать умение устанавливать последовательность звуков с помощью артикуляционного аппарата;
- развитие визуальной памяти, моторики, мышления.
Оборудование: Панно на доске: 2 корабля, Карлсон, Наф-Наф, рыбки, водоросли, черепаха, рак, проволока, фишки для обозначения звуков, карточки для работы в паре, индивидуальные карточки для развития психических процессов.
I. Организационный момент.
Физ. минутка.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок. (С движениями)
(Играет музыка, стук в дверь)
У: Что случилось?
(Заходит ученица 7-го класса, приносит телеграмму, вызываю читающего ученика, он читает)
Ученик:
У: Кто отправил телеграмму?
Д: Королева Согласа.
У: Значит в беду попала согласная буква. Будем её выручать?
Д: Да.
У: И так, отправляемся в путешествие по реке. С собой возьмём хорошее настроение и знания нам пригодятся.
(Открывается доска, на ней: река, 2 корабля)
У: Карлсон и Наф-Наф захватили рыбок, надо их освободить. Чтобы освободить, надо прочитать слоги и слова.
II. Артикуляционная гимнастика.
“Чищу зубы” (язычком)
“Вкусное варенье”
“Лошадка цокает”
“Молоточек стучит”
У: Роток приготовили, читаем.
III. Чтение слогов.
(Трёх рыб освободили, в речку пустили)
IV.
(Прочитали, выпустили остальных рыб)
У: Рыбки радуются.
V. Физ. минутка.
(Движения руками)
Рыбки плавали, ныряли.
В чистой, тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
У: Что сделаем сеть?
Д: Сломаем, расплетём. (Выходят несколько детей, сеть разбираем)
Кусочки проволоки получает каждый ребёнок.
Расправляет её руками. (Развитие мелкой моторики)
VI. Знакомство с новой буквой.
У: Речка – быстрая река,
Буква Р вдали видна.
- Кто на доске, на реке увидел букву Р?
Д: Кораблик, на нём парус, как буква Р.
У: Кто ещё увидел букву Р,р?
Д: На стене две буквы: зелёная и синяя.
У: Почему они разного цвета?
Д: Иногда в словах звук слышится мягко, иногда твёрдо.
У: Сделайте из проволоки букву Р и положите на парту.
VII. Работа в паре.
(Чтение слов и предложений. Дети получают разрезанные карточки, на парту – одну карточку, читают вместе, помогая друг другу)
У детей возникает вопрос:
А у меня одна буква с точкой?
У: Дети, посмотрите внимательно на свои листочки, что вы заметили?
Д: Они разрезаны.
VIII. Работа с фишками. (Артикуляционная пауза)
У каждого ребёнка фишки зелёного, красного, синего цвета,
У: Я показываю ртом букву, а вы произносите: Р, а, о, у, с, н, э, и.
- А теперь, я произношу звук, а вы показываете фишку.
IX. Итог урока.
У: Посмотрите на рисунок на доске и произнесите слова, в которых встречается звук р или буква р. (Рречка, корабль, Карлсон, поросёнок, рыбки, водоросли, рак, черепаха)
В каких словах?
Д: Речка, черепаха.
X. (Раздаю карточки каждому ученику. Развитие визуальной памяти)
“Оживи букву”. Игра на внимание. Возьмите фломастеры или карандаши и найдите букву Р и “оживите” её. Дети выходят и показывают.
XI. Домашнее задание. Пофантазируй!
1. Дома, ребята, пофантазируйте.
2. Из проволоки сделайте рыбку.