Программа элективного курса "Свой среди чужих!"

Разделы: История и обществознание, Социальная педагогика


Программа элективного курса “Свой среди чужих” предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.

Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны.

Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, вырабатывать у себя навыки практических действий и поведения в духе толерантности.

Цели курса:

  • воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
  • гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;
  • развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.

Задачи курса:

  • научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
  • развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
  • одвести учащихся к осмысленному восприятию и практическому применению принципа толерантности.

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

  • анализ и сопоставление фактов;
  • анализ документов;
  • работа с периодической печатью;
  • оформление памяток;
  • публичные выступления;
  • работа с картой;
  • аргументация своей позиции.

Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы:

  • кооперативный метод обучения;
  • деловые игры;
  • дискуссии;
  • умение активного слушания;
  • мозговой штурм;
  • попс-формула.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой практикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях.

По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны:

  • приводить аргументы для обоснования своего мнения;
  • резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
  • использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
  • быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.

Программа реализуется на основе интерактивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток.

Программа курса.

Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа)

Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”.

Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.

Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.

Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности”

Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность”   (4 часа)

Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.

История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества.

Семинар “Я и мои права”.

Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Декларации прав человека”.Прием “Общий галдеж”. Использование материалов СМИ для иллюстрации трех положений:

- права, которые лишают;

- права, которые защищают;

- права, которые реализуются.

Разработка анкеты: “Основные принципы прав человека”.

Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа)

Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.

Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.

Преобразование конфликта и примирение. Диагностика нетерпимости у учеников. Поведение жертвы, внешний вид жертвы. Как можно предотвратить случаи запугивания в школе. 7 направлений толерантности. Правила как метод разрешения конфликта. Составление классного договора.

Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.

Признание со стороны одноклассников – важный источник самооценки. Упражнение “Вместе поможем друг другу вырасти”. Признание – полезный инструмент для выхода из конфликта. Анализ Программы по разрешению конфликтов и обсуждение процедуры “6 шагов к победе без проигравших”. Составление памятки по разрешению конфликтов.

Тема №4. Миролюбие и миротворчество (4 часа)

Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.

Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.

Практическая работа. “Созидание мира”.

Выделение государств, где наиболее трудно установить мир на основе принципов толерантности. Классификация конфликтов: этнические, религиозные, расовые, между меньшинством и большинством, политические. Обсуждение причин произошедших конфликтов. Поиск возможности для успешного разрешения конфликтов. Составление карты нетерпимости и оценка своей страны с позиции наличия симптомов нетерпимости. Будущее: демонстрация признаков надежды на пути к толерантности.

Список литературы

1. Валитовой Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? – М., 1996.

2. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. – Кемерово, 1999.

3. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно сделать в классе. – М.,1991.

4. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы. – М., 1993.

5. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.

6. Сборник ООН для старшеклассников. – М., 1998.