Программа элективного курса “Свой среди чужих” предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.
Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны.
Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, вырабатывать у себя навыки практических действий и поведения в духе толерантности.
Цели курса:
- воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
- гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;
- развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.
Задачи курса:
- научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
- одвести учащихся к осмысленному восприятию и практическому применению принципа толерантности.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- анализ документов;
- работа с периодической печатью;
- оформление памяток;
- публичные выступления;
- работа с картой;
- аргументация своей позиции.
Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы:
- кооперативный метод обучения;
- деловые игры;
- дискуссии;
- умение активного слушания;
- мозговой штурм;
- попс-формула.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой практикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях.
По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны:
- приводить аргументы для обоснования своего мнения;
- резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
- использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.
Программа реализуется на основе интерактивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток.
Программа курса.
Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа)
Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”.
Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.
Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.
Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности”
Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность” (4 часа)
Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.
История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества.
Семинар “Я и мои права”.
Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Декларации прав человека”.Прием “Общий галдеж”. Использование материалов СМИ для иллюстрации трех положений:
- права, которые лишают;
- права, которые защищают;
- права, которые реализуются.
Разработка анкеты: “Основные принципы прав человека”.
Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа)
Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.
Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.
Преобразование конфликта и примирение. Диагностика нетерпимости у учеников. Поведение жертвы, внешний вид жертвы. Как можно предотвратить случаи запугивания в школе. 7 направлений толерантности. Правила как метод разрешения конфликта. Составление классного договора.
Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.
Признание со стороны одноклассников – важный источник самооценки. Упражнение “Вместе поможем друг другу вырасти”. Признание – полезный инструмент для выхода из конфликта. Анализ Программы по разрешению конфликтов и обсуждение процедуры “6 шагов к победе без проигравших”. Составление памятки по разрешению конфликтов.
Тема №4. Миролюбие и миротворчество (4 часа)
Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.
Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.
Практическая работа. “Созидание мира”.
Выделение государств, где наиболее трудно установить мир на основе принципов толерантности. Классификация конфликтов: этнические, религиозные, расовые, между меньшинством и большинством, политические. Обсуждение причин произошедших конфликтов. Поиск возможности для успешного разрешения конфликтов. Составление карты нетерпимости и оценка своей страны с позиции наличия симптомов нетерпимости. Будущее: демонстрация признаков надежды на пути к толерантности.
Список литературы
1. Валитовой Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? – М., 1996.
2. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. – Кемерово, 1999.
3. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно сделать в классе. – М.,1991.
4. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы. – М., 1993.
5. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.
6. Сборник ООН для старшеклассников. – М., 1998.