Изображение предметного мира — натюрморт

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
  2. Показать, как отражается тема в творчестве художников: М. Сапунова, С. Петров – Водкина, П. Кончаловского.
  3. Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
  4. Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы.

Зрительный ряд:

  1. Картины художников, их портреты.
  2. Иллюстрации композиционного построения натюрморта.
  3. Раздаточный материал (заготовленные рисунки для аппликации, клей, бумага, требования для правильного составления натюрморта).

Ход урока:

Сегодняшний урок у нас вводный в общую тему II четверти “Натюрморт”. Мы познакомимся с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников. Ребята, а вы где – то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся). И мы сегодня узнаем более подробно о нем.

На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства

А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики . это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.

Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Изображение предметного мира”.

Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт” .

“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа)

или

– это композиция из двух и более неодушевленных предметов

 – А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)

А какие неодушевленные предметы могут составлять натюрморт об этом мы узнаем из фрагмента мультфильма про пластилиновую ворону, а называется мультфильм

“О картинах”

Фрагмент мультфильма “О картинах”

А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему и определение термина “натюрморт”.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы. Натюрморты, написанные когда-то, рассказывали не только о жизни людей, но и об их владельцах, их привычках.

Большое значение составления натюрмортов уделяют и художники нашей страны. Перед вами представлены портреты следующих художников: Кузмы Сергеевича Петрова – Водкина; Николая Сапунова и Петра Петровича Кончаловского . И сегодня мы познакомимся с творчеством только одного из них. Посмотрите на картину советского живописца Петра Петровича Кончаловского. За свои 60 лет творчества он написал более 5000 произведений: картин, портретов, натюрмортов. Всю свою любовь к натуре художник выкладывает во всем многообразии её форм и красок. На его натюрмортах можно увидеть битую дичь и сочную огородную зелень, сирень и цветы. Его живописные картины рассказывают о красоте и щедрости природы, прославляя богатство даров нашей земли.

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.

К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:

  1. КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ (н – р, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);
  2. В СОСТАВ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ПРЕДМЕТЫ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ФАКТУРЕ И ЦВЕТУ
  3. (н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);

  4. ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, СОСТАВЛЯЯ ЕДИННОЕ ЦЕЛОЕ, НО НЕ ЗАГОРАЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;
  5. В КОМПОЗИЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. ЕГО ЛУЧШЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕМ, ЦВЕТОМ, КОНТРАСТОМ (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

(Показать на примерах натюрмортов)

Натюрморты широко распространены в живописи, графике и скульптуре.

Сегодня мы с вами будем работать в парах.

Но прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА.

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на поясь, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(прыжки на левой, на правой, на обеих ногах)
Молодцы. А теперь за работу.

ЗАДАНИЕ:

На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;

А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта

Из предлагаемых вырезанных предметов составить натюрморт по темам:

  1. “ Музыкальные инструменты”
  2. “ Натюрморт столяра”
  3. “ Игрушки в уголке”
  4. “ Вещи в ванной”

(Предлагаются заготовки для натюрморта).
Работа длится 5 – 7 минут.
Работы демонстрируются и каждая группа доказывает правильность составления натюрморта..

Обобщение:

Сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?

1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).

2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)

3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).

А сейчас я вам предлагаю посмотреть на следующую иллюстрацию. (Книга загадок). Скажите, пожалуйста, а является ли данная картинка натюрмортом? А почему нет?

Домашнее задание:

1. Приготовить сообщения о творчестве художниковков: Сапунова и Петров-Водкина

2. Для тех, кто не готовит сообщения : составить дома столовый натюрморт и выполнить его в альбоме.

Оценки за урок следующие:

Спасибо за урок.

Приложение 1. Кончаловский и его натюрморты

Приложение 2. Рисунки для натюрмортов