Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
- Показать, как отражается тема в творчестве художников: М. Сапунова, С. Петров – Водкина, П. Кончаловского.
- Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
- Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы.
Зрительный ряд:
- Картины художников, их портреты.
- Иллюстрации композиционного построения натюрморта.
- Раздаточный материал (заготовленные рисунки для аппликации, клей, бумага, требования для правильного составления натюрморта).
Ход урока:
Сегодняшний урок у нас вводный в общую тему II четверти “Натюрморт”. Мы познакомимся с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников. Ребята, а вы где – то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся). И мы сегодня узнаем более подробно о нем.
На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства
А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики . это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Изображение предметного мира”.
Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт” .
“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа)
или
– это композиция из двух и более неодушевленных предметов
– А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)
А какие неодушевленные предметы могут составлять натюрморт об этом мы узнаем из фрагмента мультфильма про пластилиновую ворону, а называется мультфильм
“О картинах”
Фрагмент мультфильма “О картинах”
А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему и определение термина “натюрморт”.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы. Натюрморты, написанные когда-то, рассказывали не только о жизни людей, но и об их владельцах, их привычках.
Большое значение составления натюрмортов уделяют и художники нашей страны. Перед вами представлены портреты следующих художников: Кузмы Сергеевича Петрова – Водкина; Николая Сапунова и Петра Петровича Кончаловского . И сегодня мы познакомимся с творчеством только одного из них. Посмотрите на картину советского живописца Петра Петровича Кончаловского. За свои 60 лет творчества он написал более 5000 произведений: картин, портретов, натюрмортов. Всю свою любовь к натуре художник выкладывает во всем многообразии её форм и красок. На его натюрмортах можно увидеть битую дичь и сочную огородную зелень, сирень и цветы. Его живописные картины рассказывают о красоте и щедрости природы, прославляя богатство даров нашей земли.
Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:
(н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);
(Показать на примерах натюрмортов)
Натюрморты широко распространены в живописи, графике и скульптуре.
Сегодня мы с вами будем работать в парах.
Но прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на поясь, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(прыжки на левой, на правой, на обеих ногах)
Молодцы. А теперь за работу.
ЗАДАНИЕ:
На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;
А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта
Из предлагаемых вырезанных предметов составить натюрморт по темам:
- “ Музыкальные инструменты”
- “ Натюрморт столяра”
- “ Игрушки в уголке”
- “ Вещи в ванной”
(Предлагаются заготовки для
натюрморта).
Работа длится 5 – 7 минут.
Работы демонстрируются и каждая группа
доказывает правильность составления
натюрморта..
Обобщение:
Сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
А сейчас я вам предлагаю посмотреть на следующую иллюстрацию. (Книга загадок). Скажите, пожалуйста, а является ли данная картинка натюрмортом? А почему нет?
Домашнее задание:
1. Приготовить сообщения о творчестве художниковков: Сапунова и Петров-Водкина
2. Для тех, кто не готовит сообщения : составить дома столовый натюрморт и выполнить его в альбоме.
Оценки за урок следующие:
Спасибо за урок.