Учебник:
- Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова. Общая география. 10 класс. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2004.
Дополнительные учебники:
- Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география. 11 класс. М., Дрофа, 2002.
- А.И. Алексеев, В.А. Низовцев и др. География России. Природа и население. 8 класс. М., Дрофа, 2001.
- А.И. Алексеев, В.А. Низовцев и др. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2001.
- И.И. Курицин, А.В. Волгин, В.Н, Юпатова. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов/ Под общей ред. А.В. Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001.
Планирование составлено на основании:
Программы Т.П. Герасимовой. Общая география. 10-11 классы. Программно-методические материалы. География. 10-11 класс/ Сост. В.И. Сиротин. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.
Тематическое планирование по курсу “Общая география (10 класс)” под ред. Т.П. Герасимовой и С.В. Мясниковой, “География”, №33, 2001.
Основные задачи курса – обобщить материалы по физической, экономической и социальной географии, дать целостное представление о географической оболочке, как о единстве взаимосвязанных и развивающихся природных компонентов, как о сложном по своей природе объекте, как о среде обитания и жизнедеятельности человека; подготовить учащихся к сдаче экзаменов по географии.
Необходимость составления программы – увеличение часов преподавания курса до трех часов в неделю, что дает возможность уточнить и углубить знания о современном мире и о состоянии экономики современной России.
Планированием предусмотрено проведение уроков-лекций, семинарских занятий, уроков-практикумов, уроков обобщения и коррекции знаний.
Введение, 1 час.
Урок 1 . Введение.
Раздел 1. Обзор природы Земли, 28 часов.
Тема: Земля – планета Солнечной системы, 2 часа.
Урок 2. Солнечная система – часть Вселенной.
Урок 3. Земля и Солнце.
Тема: Из истории формирования Г.О., 5 часов.
Урок 4. Геологическая стадия развития Земли.
Урок 5. Биологическая стадия развития Земли.
Урок 6.Развитие Г.О. в PZ.
Урок 7. Формирование Г.О. в MZ.
Урок 8. Г.О. в KZ.
Тема: Природа земной поверхности до появления человека, 8 часов.
Уроки 9-10. Литосфера: практическая работа; строение земной коры; теория литосферных плит; вулканы, землетрясения, сейсмические пояса; горы и равнины; рельеф дна Мирового океана; формирование рельефа; опасные явления в литосфере – сели, оползни, обвалы, лавины.
Уроки 11-12. Атмосфера: состав, строение; давление, ветер; солнечная радиация и температура воздуха; суточный и годовой ход температур; температурная инверсия; постоянные ветра; местные ветры; осадки и их распределение, облака; влажность воздуха; ВМ; атмосферные фронты; циклоны и антициклоны; погода и климат; оптические и электрические явления в атмосфере; синоптическая карта.
Уроки 13-14. Гидросфера: состав; химические и физические свойства воды; волны и течения; ресурсы Мирового океана; реки – питание и режим рек, падание и уклон, речная система и бассейн; озера, болота, ледники, их виды; подземные воды; круговорот воды в природе.
Уроки 15-16. Биосфера: отличия живой природы от неживой; химический состав органического вещества; биосинтез; природная зона; границы биосферы; неравномерность расселения организмов в биосфере; почвы – состав, основные виды; почвенные горизонты; формирование почв.
Тема: Географическая оболочка – планетарный природный комплекс. 2 часа.
Урок 17. Состав и строение географической оболочки.
Урок 18. Закономерности в размещении природных комплексов.
Тема: географическая карта – модель земной поверхности. 10 часов.
Урок 19. Свойства географической карты.
Урок 20. Географическая карта как источник знаний.
Урок 21. Топографическая карта.
Урок 22. Урок-практикум. Масштаб. Направления и расстояния на картах и планах. Условные знаки планов и карт. Азимут.
Урок 23. Урок-практикум. Глазомерная съемка местности.
Урок 24. Урок-практикум. Изображение рельефа на планах и картах. Шкала высот и глубин. Шкала заложений.
Урок 25. Урок-практикум. Построение профиля.
Урок 26. Урок-практикум. Географические координаты.
Уроки 27-28. Проверочная работа по теме: Приемы самостоятельной работы с картами.
Тема: обобщение и коррекция знаний, 1 час.
Урок 29. Человек и природа
Раздел 2. Земля – большой дом человечества, 6 часов.
Урок 30. Человек – биосоциальный вид.
Тема: освоение Земли человеком, 5 часов.
Урок 31. Древний мир.
Уроки 32-33. Средние века.
Урок 34. Новое время.
Урок 35. Новейшая история.
Раздел 3. География России, 37 часов.
Тема: пространство России. 14 часов.
Урок 36.Россия на карте мира.
Урок 37. Россия на карте часовых поясов.
Урок 38. Рельеф и недра России.
Урок 39. Общая характеристика климата России.
Урок 40. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России.
Урок 41. Распределение температур и осадков.
Урок 42. Типы климатов России.
Урок 43. Урок-практикум: работа по синоптической карте, построение климатограммы, оценка климата с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
Урок 44. Реки России. Урок-практикум: водоразделы, речные системы и бассейны; питание и режим; расчет падения и уклонов реки.
Урок 45. Озера, болота, ледники, мерзлота, подземные воды.
Урок 46. География почв России.
Уроки 47-48. Природные зоны России.
Урок 49. Обобщение и коррекция знаний по теме “Пространства России”.
Тема: Население России. 4 часа.
Урок 50. Численность и половозрастной состав населения России.
Урок 51. Миграция населения. Рынок труда.
Урок 52. Этнический и религиозный состав населения России.
Урок 53. Расселение и урбанизация.
Тема: Хозяйство России. 11 часов.
Урок 54. Географическое районирование России.
Урок 55. Сельское хозяйство России.
Урок 56. Легкая и пищевая промышленность России.
Урок 57. Лесной комплекс России.
Уроки 58-59. Топливно-энергетический комплекс России.
Урок 60. Металлургия России.
Урок 61. Машиностроение России.
Урок 62. Химическая промышленность России.
Урок 63.Транспорт России.
Урок 64. Обобщение и коррекция знаний по темам: Население и хозяйство России.
Тема: Экономические районы России. 8 часов.
Урок 65. Центральная Россия (3 района).
Урок 66. Европейский Север (2 района).
Урок 67. Поволжье и Урал.
Урок 68. Северный Кавказ.
Урок 69. Западная Сибирь.
Урок 70. Восточная Сибирь.
Уроки 71-72. Дальний Восток.
Раздел 4. Современное мировое хозяйство. 12 часов.
Тема: Современное ПКМ. 4 часа.
Урок 73. Изменение ПКМ с начала 90-х годов XX века.
Урок 74. Государственный строй стран мира.
Урок 75. Различия стран по социально-экономическому типу.
Урок 76. Развитые и развивающиеся страны мира.
Тема: Неравномерно заселенный мир. 4 часа.
Урок 77. Численность и половозрастной состав населения мира.
Урок 78. Этнический и религиозный состав населения.
Урок 79. Размещение населения. Миграции.
Урок 80. Городское и сельское население. Урбанизация.
Тема: География мировых природных ресурсов, 2 часа.
Уроки 81-82. Мировые природные ресурсы.
Тема: Особенности современного мирового хозяйства, 6 часов.
Урок 83. Особенности и отраслевая структура мирового хозяйства.
Урок 84. Территориальная структура мирового хозяйства.
Урок 85. Международные экономические отношения.
Урок 86. Международная торговля – важнейший вид международных связей.
Урок 87. Роль транспорта в углублении международных связей.
Урок 88. Обобщение и коррекция знаний по разделу: Современное мировое хозяйство.
Тема: Страны и регионы в мировом экономическом пространстве. 6 часов.
Урок 89. США и Зарубежная Европа.
Урок 90. Тихоокеанский регион – регион будущего.
Урок 91. Бразилия. Китай.
Урок 92. Индия. Кот – д`Ивуар.
Урок 93. Общая характеристика экономически развитых стран.
Урок 94. Общая характеристика развивающихся стран.
Раздел 5. Взаимодействие общества и природы в современных условиях. 6 часов.
Урок 95. Глобальные экологические проблемы.
Уроки 96-98. Глобальные социально-экономические проблемы.
Урок 99. Заключение. Перспективы развития и наше общее будущее.
Урок 100. Обобщающее повторение и коррекция знаний. Итоговая проверочная работа.
Итого: 100 часов, 2 часа – резерв.