Планирование курса "Общая география" для 11-х профильных социально-экономических классов

Разделы: География


Учебник:

  1. Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова. Общая география. 10 класс. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2004.

Дополнительные учебники:

  1. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география. 11 класс. М., Дрофа, 2002.
  2. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев и др. География России. Природа и население. 8 класс. М., Дрофа, 2001.
  3. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев и др. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2001.
  4. И.И. Курицин, А.В. Волгин, В.Н, Юпатова. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов/ Под общей ред. А.В. Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Планирование составлено на основании:

Программы Т.П. Герасимовой. Общая география. 10-11 классы. Программно-методические материалы. География. 10-11 класс/ Сост. В.И. Сиротин. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

Тематическое планирование по курсу “Общая география (10 класс)” под ред. Т.П. Герасимовой и С.В. Мясниковой, “География”, №33, 2001.

Основные задачи курса – обобщить материалы по физической, экономической и социальной географии, дать целостное представление о географической оболочке, как о единстве взаимосвязанных и развивающихся природных компонентов, как о сложном по своей природе объекте, как о среде обитания и жизнедеятельности человека; подготовить учащихся к сдаче экзаменов по географии.

Необходимость составления программы – увеличение часов преподавания курса до трех часов в неделю, что дает возможность уточнить и углубить знания о современном мире и о состоянии экономики современной России.

Планированием предусмотрено проведение уроков-лекций, семинарских занятий, уроков-практикумов, уроков обобщения и коррекции знаний.

Введение, 1 час.

Урок 1 . Введение.

Раздел 1. Обзор природы Земли, 28 часов.

Тема: Земля – планета Солнечной системы, 2 часа.

Урок 2. Солнечная система – часть Вселенной.

Урок 3. Земля и Солнце.

Тема: Из истории формирования Г.О., 5 часов.

Урок 4. Геологическая стадия развития Земли.

Урок 5. Биологическая стадия развития Земли.

Урок 6.Развитие Г.О. в PZ.

Урок 7. Формирование Г.О. в MZ.

Урок 8. Г.О. в KZ.

Тема: Природа земной поверхности до появления человека, 8 часов.

Уроки 9-10. Литосфера: практическая работа; строение земной коры; теория литосферных плит; вулканы, землетрясения, сейсмические пояса; горы и равнины; рельеф дна Мирового океана; формирование рельефа; опасные явления в литосфере – сели, оползни, обвалы, лавины.

Уроки 11-12. Атмосфера: состав, строение; давление, ветер; солнечная радиация и температура воздуха; суточный и годовой ход температур; температурная инверсия; постоянные ветра; местные ветры; осадки и их распределение, облака; влажность воздуха; ВМ; атмосферные фронты; циклоны и антициклоны; погода и климат; оптические и электрические явления в атмосфере; синоптическая карта.

Уроки 13-14. Гидросфера: состав; химические и физические свойства воды; волны и течения; ресурсы Мирового океана; реки – питание и режим рек, падание и уклон, речная система и бассейн; озера, болота, ледники, их виды; подземные воды; круговорот воды в природе.

Уроки 15-16. Биосфера: отличия живой природы от неживой; химический состав органического вещества; биосинтез; природная зона; границы биосферы; неравномерность расселения организмов в биосфере; почвы – состав, основные виды; почвенные горизонты; формирование почв.

Тема: Географическая оболочка – планетарный природный комплекс. 2 часа.

Урок 17. Состав и строение географической оболочки.

Урок 18. Закономерности в размещении природных комплексов.

Тема: географическая карта – модель земной поверхности. 10 часов.

Урок 19. Свойства географической карты.

Урок 20. Географическая карта как источник знаний.

Урок 21. Топографическая карта.

Урок 22. Урок-практикум. Масштаб. Направления и расстояния на картах и планах. Условные знаки планов и карт. Азимут.

Урок 23. Урок-практикум. Глазомерная съемка местности.

Урок 24. Урок-практикум. Изображение рельефа на планах и картах. Шкала высот и глубин. Шкала заложений.

Урок 25. Урок-практикум. Построение профиля.

Урок 26. Урок-практикум. Географические координаты.

Уроки 27-28. Проверочная работа по теме: Приемы самостоятельной работы с картами.

Тема: обобщение и коррекция знаний, 1 час.

Урок 29. Человек и природа

Раздел 2. Земля – большой дом человечества, 6 часов.

Урок 30. Человек – биосоциальный вид.

Тема: освоение Земли человеком, 5 часов.

Урок 31. Древний мир.

Уроки 32-33. Средние века.

Урок 34. Новое время.

Урок 35. Новейшая история.

Раздел 3. География России, 37 часов.

Тема: пространство России. 14 часов.

Урок 36.Россия на карте мира.

Урок 37. Россия на карте часовых поясов.

Урок 38. Рельеф и недра России.

Урок 39. Общая характеристика климата России.

Урок 40. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России.

Урок 41. Распределение температур и осадков.

Урок 42. Типы климатов России.

Урок 43. Урок-практикум: работа по синоптической карте, построение климатограммы, оценка климата с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Урок 44. Реки России. Урок-практикум: водоразделы, речные системы и бассейны; питание и режим; расчет падения и уклонов реки.

Урок 45. Озера, болота, ледники, мерзлота, подземные воды.

Урок 46. География почв России.

Уроки 47-48. Природные зоны России.

Урок 49. Обобщение и коррекция знаний по теме “Пространства России”.

Тема: Население России. 4 часа.

Урок 50. Численность и половозрастной состав населения России.

Урок 51. Миграция населения. Рынок труда.

Урок 52. Этнический и религиозный состав населения России.

Урок 53. Расселение и урбанизация.

Тема: Хозяйство России. 11 часов.

Урок 54. Географическое районирование России.

Урок 55. Сельское хозяйство России.

Урок 56. Легкая и пищевая промышленность России.

Урок 57. Лесной комплекс России.

Уроки 58-59. Топливно-энергетический комплекс России.

Урок 60. Металлургия России.

Урок 61. Машиностроение России.

Урок 62. Химическая промышленность России.

Урок 63.Транспорт России.

Урок 64. Обобщение и коррекция знаний по темам: Население и хозяйство России.

Тема: Экономические районы России. 8 часов.

Урок 65. Центральная Россия (3 района).

Урок 66. Европейский Север (2 района).

Урок 67. Поволжье и Урал.

Урок 68. Северный Кавказ.

Урок 69. Западная Сибирь.

Урок 70. Восточная Сибирь.

Уроки 71-72. Дальний Восток.

Раздел 4. Современное мировое хозяйство. 12 часов.

Тема: Современное ПКМ. 4 часа.

Урок 73. Изменение ПКМ с начала 90-х годов XX века.

Урок 74. Государственный строй стран мира.

Урок 75. Различия стран по социально-экономическому типу.

Урок 76. Развитые и развивающиеся страны мира.

Тема: Неравномерно заселенный мир. 4 часа.

Урок 77. Численность и половозрастной состав населения мира.

Урок 78. Этнический и религиозный состав населения.

Урок 79. Размещение населения. Миграции.

Урок 80. Городское и сельское население. Урбанизация.

Тема: География мировых природных ресурсов, 2 часа.

Уроки 81-82. Мировые природные ресурсы.

Тема: Особенности современного мирового хозяйства, 6 часов.

Урок 83. Особенности и отраслевая структура мирового хозяйства.

Урок 84. Территориальная структура мирового хозяйства.

Урок 85. Международные экономические отношения.

Урок 86. Международная торговля – важнейший вид международных связей.

Урок 87. Роль транспорта в углублении международных связей.

Урок 88. Обобщение и коррекция знаний по разделу: Современное мировое хозяйство.

Тема: Страны и регионы в мировом экономическом пространстве. 6 часов.

Урок 89. США и Зарубежная Европа.

Урок 90. Тихоокеанский регион – регион будущего.

Урок 91. Бразилия. Китай.

Урок 92. Индия. Кот – д`Ивуар.

Урок 93. Общая характеристика экономически развитых стран.

Урок 94. Общая характеристика развивающихся стран.

Раздел 5. Взаимодействие общества и природы в современных условиях. 6 часов.

Урок 95. Глобальные экологические проблемы.

Уроки 96-98. Глобальные социально-экономические проблемы.

Урок 99. Заключение. Перспективы развития и наше общее будущее.

Урок 100. Обобщающее повторение и коррекция знаний. Итоговая проверочная работа.

Итого: 100 часов, 2 часа – резерв.