Нравственный час общения требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Я предлагаю серии таких классных часов.
Классный час “Семья в жизни человека”
Цель
Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи
- Воспитывать уважительное отношение к понятию “семья”.
- Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная подготовка
- Учащиеся пишут сочинение-размышление “Моя будущая семья. Какой я ее вижу”.
- Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме “семья”, в них они должны отразить следующее:
- взаимопонимание мужа и жены в семье;
- роль жены в семье;
- роль мужа в семье.
- Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой “Семья”. Условием подготовки плаката является отражение взаимоотношение в семье.
- Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов.
Вопросы:
- Счастливы ли вы в своей семье?
- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
- Что дает человеку семья, по вашему мнению?
- Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола.
- История возникновения слова “семья”.
- Условия, при которых семья не может существовать.
- Почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди?
1. Вступительное слово классного руководителя.
Круглый стол начинается с отрывка стихотворения Э.Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в “стариках” и “предках”.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. А какие ассоциации вызывают у вас слово “семья”?
( Учащиеся называют ассоциации по цепочке).
2.. Анализ предварительного опроса родителей и родственников. Выводы.
3. История слова “семья”. Исследования учащихся.
Вот, что написано энциклопедии Кирилла и Мефодия об основании семьи: “Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием”.
4. Выводы.
Учащиеся пишут условия, при которых семья не может существовать. Сои выводы они записываются на доске.
Психологические условия:
- несовместимость характеров;
- несовпадение желаний людей;
- отсутствие общих интересов;
- непонимание и непринятие привычек другого.
Материальные условия:
- отсутствия жилья;
- отсутствие постоянного источника доходов.
Нравственные условия:
- недостаточная готовность принимать и
понимать другого человека;
- принципиальное различие в жизненных и
нравственных позициях;
- тайные планы и одиночные решения.
5. Немного статистики.
В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая пятая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15 и 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 5 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
6. Анализ сочинений учащихся.
7. Тайное мнение.
Ребята пишут ответы на вопрос: “Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?” Ответы учащиеся опускают в небольшую коробку, которую классный руководитель пускает по кругу. Затем учитель достает записочки, зачитывает ответы ребят без указания фамилий.
8. Подведение итогов круглого стола.
Классный час
“Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?”
Здесь каждый день открытий чудных полон.
Здесь каждый час познание себя.
За поиск истин и ребячий гомон
Так любим мы, школа, тебя!
Цель
Формирование нравственную культуру, адекватность оценки себя и других людей.
Задачи
- Развивать критичность мышления, умение сопереживать, делать выводы.
- Формировать уважительное отношение к себе и людям, которые тебя окружают.
Это мероприятие может стать традиционным для выпускников. В ходе этой игры ребята могут высказаться свое мнение об организации учебно-воспитательного процесса, высказать свои идеи, а также в неформальной обстановке услышать мнение о себе, своей учебной деятельности и перспективах своего будущего.
Предварительная подготовка
Подготовка пригласительных билетов для администрации школы, педагогов, психологов школы, людей, которые работают в школе, но не являются педагогами.
Содержание пригласительного билета:
Уважаемый(ая)…..! Через несколько месяцев мы покинем стены родной школы. Нам хочется поделиться впечатлениями о своей жизни в этих стенах, о том, как сделать нашу школу еще более привлекательной и значимой для будущих учеников и их родителей. Мы надеемся на то, что наше мнение и наши впечатления от учебы Вам будут интересны.
Ждем Вас и надеемся на интересный разговор.
Ход игры
1. Присутствующие гости составляют коллективное мнение о классе. Для составления коллективного мнения на доске прикреплена большая ромашка, которая символизирует класс. Лепестки ромашки – это положительные качества всего класса. Каждый из гостей должен написать на одном из лепестков лишь то качество, которое, по его мнению, доминирует у учащихся класса и у класса в целом.
2. Учащиеся по цепочке быстро отвечают на вопрос: “Какую роль сыграла школа в моей жизни, какие впечатления она оставила в моей памяти?”
3. Учащимся предлагается вспомнить интересные и необычные истории, которые связаны у них со школой и классом, с педагогами и администрацией.
4. Минута прощения. Каждый может совершать ошибки. В жизни и в школе многому приходится учиться, поэтому ошибок не избежать. Ребята могут извиниться перед кем-то, попросить прощение.
5. Работа в группах. Выступают с различными предложениями о положительных изменениях в жизни школы. Это может быть внеклассные мероприятия, самоуправление, традиции школы, оформление школы, стенная печать и т.д. Учитель и администрация записывают предложения учащихся.
6. Минутка откровения. Учащиеся отвечают на вопрос: “Чем мне запомнится моя школа и что бы мне хотелось рассказать о своей школе в будущей студенческой среде или рабочем коллективе?”
7. Пожелания. Педагоги готовят маленькие записочки- пожелания каждому ученику класса, которые можно вложить в воздушный шарик и прочитать дома наедине самим собой.
8. Анализ. Директор школы, завучи анализируют предложения учащихся и отмечают те из них, которые более всего им понравились. Самые деловые и конструктивные предложения учащихся можно использовать в практической деятельности.
9. Фотография на память для стенда “История школы в ее выпускниках”.