Летние и осенние изменения в природе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся о летних явлениях природы.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать главное.
  • Корректировать мышления на основе упражнений в квалификации.
  • Воспитывать любовь к природе, чувство товарищества, коллективизма, чувства удовлетворения от полученных успехов в учебе.

Оборудование:

Эмблемы команд “Осень” и “Лето” - в виде листьев и цветов, магнитофон, кассета, 2 листа и 6 вставных фигур, карандаши и 2 альбомных листа, конверты с явлениями природы, картины, призмы.

Ход урока

1. Организационный момент

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроках не зевай,
Громко, четко отвечай.
Садитесь пожалуйста.

2. Обобщение знаний (соревнования)

Сегодня на уроке мы будем говорить о летних и осенних явлениях в природе. Поможет нам в этом игра “Времена года”. Я разделила вас на две команды: команда “Осень” и команда “Лето”. Оценивать вашу работу по пятибалльной системе будет жюри: Галина Романовна и Александра Иосифовна. Давайте поприветствуем их!

- А теперь за дело!

Задание № 1 (приветствие команд)

Просим капитана команды “Лето”

Капитан: наш девиз “Светить всегда, светить везде, вот лозунг наш и солнце!”

2) Читают стих:

Если в роще под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

Учитель: Спасибо, а теперь приветствие команды “Осень”.

Капитан: наш девиз: “Цыплят по осени считают”.

2) Читают стих:

Если станешь на заре –
Крыши в сером серебре…
Длинно тень ложится
Долго лист кружится.
Значит, это уже осень!
Значит, лето кончилось!

Учитель: Спасибо. Просим жюри огласить результаты.

Задание № 2. Игра “Подбери листочки” (рисунок 1)

Игра на развитие внимания “Подбери листок”. Учитель демонстрирует большой кленовый лист с точечками; середина листа вырезана (методика Равенна). Внизу вставлены разные варианты кленового листа, из которых ученики должны выбрать подходящий по цвету и форме.

Вам ребята нужно в прорезь листа вставить подходящий прямоугольник по цвету, жилам и штриховке. Выполнили, поднимаете руку.

Выполненную работу вывешиваю на доску.

Спасибо. Просим жюри огласить результаты.

Оглашает.

Мы с вами хорошо потрудились и нам нужно немного отдохнуть. Давайте послушаем музыку и скажем: какое время года она нам напоминает! И почему? (2-3 мин.).

Задание № 3. (выдаю конверты с карточками)

Распределите название летних и осенних месяцев по порядку, уберите лишнее названия месяца. Капитан вывешивает, выбранные командой месяцы.

Учитель: давайте проверим, как каждая команда справилась с заданиями Просим жюри подвести итог.

Музыкальная пауза (2-3 мин.)

Учитель: Теперь приступаем к заданию № 4. Каждая команда должна рассказать о явлениях в неживой природе своего времени года по плану, который висит на доске.

План:

  1. Солнце.
  2. Облачность (небо)
  3. Осадки
  4. Температура
  5. Ветер
  6. Земля
  7. Занятость людей

Первой выступает команда “Осень”, прошу!

Дети: Наступила осень. Солнышко светит, но не греет. Небо темное, низкое. Часто идут дожди. Температура днем +, а ночью -. Дует холодный ветер. Земля покрылась желтыми листьями. Люди собирают урожай.

Молодцы. Слово команде “Лето”

Дети: Наступило лето. Солнышко светит ярко. Оно очень жаркое. Небо голубое, чистое. Иногда идет дождь. Температура воздуха +. Ветер дует теплый. Земля покрыта зеленой травой. Заготавливают сено.

Молодцы. Жюри оглашает результаты.

Физкультминутка: Мы с вами потрудились хорошо и немного устали. Давайте проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, показывайте действия согласно стихотворению.

Мы бежали по дорожке (бегут)
Промочили свои ножки (трясут ногами)
Потом сели, посидели (приседают)
Смотрим, птицы полетели (руку ко лбу, машут руками)
Сильный ветер вдруг подул (дуют)
Мы испугались: караул (прячут лицо в ладоши)
Листья в воздухе кружатся (кружатся)
И на землю все ложатся (приседают)
Садятся за парты.

- В какое время года мы бежали по дорожке? (осенью) Молодцы!

Задание № 5. Нарисуйте на листе бумаги “каприз” своего времени года. Художники выполняют задания за отдельными партами “Лето” - дождь, “Осень” - листопад.

Пока наши художники рисуют, мы с вами выполним пятое задание.

Задание № 6. (выдаю конверты с карточками) Выберите явления природы, характерные для своего времени. Капитаны вывешивают выбранные явления природы.

Учитель: Давайте проверим – как каждая команда выполнила задание. Просим жюри подвести итоги.

Жюри.

Послушаем наших художников. Первое слово команде “Лето”. Спасибо. Слово команде “Осень”. Спасибо. У вас очень красивые рисунки.

ИТОГ УРОКА.

- Что вы можете сказать о летних явлениях в неживой природе?

- Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением осени?

Молодцы!

Жюри подводит итог пятого задания и общий итог.

Награждает.

СПАСИБО ЗА УРОК!