Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками.
Л. В. Занков
Введение
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?
Ответ на этот вопрос я нашла, работая по системе Л.В. Занкова, а, в частности, работая с учащимися над проектом. Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Одним из таких факторов является проектная деятельность.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.
Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся наш проект снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Тема нашего проекта рождена из практической задачи, взятой из учебника “Мы и окружающий мир” (3 класс), где предлагается учащимся провести опыт с посадкой и выращиванием тюльпана в домашних условиях.
Как правило, эта работа остаётся без внимания и, тем более, контроля.
Описание проекта “Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме” (см. Приложение 1)
Тип проекта – творческий, коллективный, долгосрочный.
Исполнители – учащиеся 3 класса и учитель.
Характер проекта – учебно-исследовательская работа.
Цель: вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам, получить навык исследовательской работы
Задачи:
- Вызвать интерес детей к проектной деятельности, т. к. она дает возможность:
- Проявить творчество мышления
- Научиться элементам поисковой работы
- Научиться способам поиска информации, ее анализа, структурирования.
Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи, что является методологией системы Л.В. Занкова.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок вырастил и подарил маме тюльпан.
Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа.
Доминирующая деятельность в проекте – учебно-исследовательская, творческая и поисковая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
- Существовала значимая для детей проблема (интеграция знания, исследования).
- Есть значимость результата (теоретическая и практическая).
- Была самостоятельная деятельность учащихся.
- Этапность проекта.
- Используются исследовательские методы:
- Формулировка задач исследования;
- Выдвижение гипотез, их решение;
- Обсуждение методов исследования;
- Обсуждение способов оформления результатов;
- Сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных.
- Выводы.
- Результат – материальный продукт, выращенные детьми тюльпаны.
Этапы проекта
- Подготовительный этап.
- Запуск проекта.
- Основной этап.
- Практическая работа.
- Экспериментально-опытная работа.
- Презентация.
Каждый этап проекта заканчивается рефлексией и диагностикой.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе – поддержка родителей и изучение учебника А.Савенкова “Я - исследователь”, где изложена методика.
2. Запуск проекта.
Начало поиска информации, выделение ступеней поиска для достижения главной цели.
3. Основной этап.
Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом, а “Идти от детей” – одна из заповедей учителя - занковца.
В структуре проекта это “Банк проектов”.
Темы:
- Из истории тюльпанов.
- Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой.
- Выгонка тюльпанов.
- По станицам Красной книги.
- Литературная страница.
- Цветочный этикет.
Методы и способы: изучение литературы, работа со словарями, поиск в Интернете, опрос специалистов, родителей, учителей.
Название | Цели проекта | Разделы |
“Из истории тюльпанов” | Выяснить историю тюльпанов | Говорящее название цветка Побываем в разных странах и эпохах Национальная гордость Голландии |
“Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой” | Выяснить, строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки. |
Строение тюльпана. Такие разные и прекрасные. Виды тюльпанов, которые можно вырастить к определённому сроку. |
“Выгонка тюльпанов” | Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях. | Что такое выгонка. Весенний цветок зимой – это возможно! Готовим “колыбельку” для будущего цветка. Выходом проекта была памятка “Практические советы по выращиванию тюльпанов” |
“По страницам Красной книги” <Рисунок1> | Узнать, занесен ли тюльпан в
Волгоградской области в Красную книгу? Проблема охраны природы. |
Красный цвет – цвет тревоги. Тюльпаны тоже нуждаются в защите! Земля – наш общий дом. Результат – сочинения по теме “Земля наш общий дом” “Наша Земля в будущем” Конкурс плакатов в защиту природы. |
“Литературная страница” | Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение. | Цветок счастья. Народная мудрость. Стихи о тюльпанах и цветах Выход: 12 учеников – написали стихи. Конкурс рисунков. Сделали выставку. В классе было красочно от тюльпанов на бумаге, но живые – пока растут. |
“Цветочный этикет” | Выяснить, как правильно дарить цветы | Составили памятку, отвечая на вопросы викторины. |
Рисунок 1
Как итог полученных теоретических знаний, дети составили “Паспорт тюльпана”.
4. Практическая работа.
В первых числах ноября каждый ребенок посадил луковицу тюльпана <Рисунок2>. Дополнительно были высажены несколько луковиц для проведения опытно-экспериментальной работы <Рисунок3>. Все стаканчики отправились в гараж.
Рисунок 2
Рисунок 3
5. Опытно-экспериментальная работа.
Цель: выяснить, что влияет на созревание бутона тюльпана.
Задачи работы:
- Рассчитать время, необходимое для распускания цветов, рассмотреть условия необходимые для этого.
- Выяснить влияние подкормки на созревание.
Принесли два горшка из гаража с ростками и создали разные условия для роста <Рисунок 4>.
Рисунок 4
Вели дневник наблюдений, ежедневно делая записи.
Анализ, сравнение.
Вывод: две недели надо тюльпанам для роста и распускания цветка.
Привезли все ростки <Рисунок5>. Продолжали наблюдение за каждым цветком и готовились к презентации.
Рисунок 5
6. Презентация.
Итогом большой работы была презентация проекта накануне 8 марта.
На празднике – презентации присутствовали мамы <Рисунок6>, которым каждый ребёнок подарил выращенный собственными руками тюльпан, рисунок и своё литературное творчество <Рисунок7>.
Рисунок 6
Рисунок 7
В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.
Результативность проекта.
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Наш проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.
Список используемой литературы.
- Брылёв В.А. “Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области” - Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992
- Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса, 2005
- Журнал–сборник “Читаем, учимся, играем” № 5, 1999 г. Лисянский Б., Ладыгина Г. “Тюльпаны” - М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002
- Панкеев И.А.Энциклопедия этикета. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4
- Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. Изд. “Учебная литература”, 2004
- Сборник “Цветы для вашего сада” - М.: “Садовый центр”, 2004