ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о родном крае.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с географическим положением и природными ресурсами, с историей становления Иркутской губернии, коренным населением, с экологическим портретом области.
- Развивать познавательный интерес, навык делового общения, умение выделять главное в процессе с литературой, географическими картами.
- Воспитывать чувство товарищества, умение слушать друг друга.
Организация работы над проектом
- Тема проекта определяется за неделю до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала.
- Учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на 3 группы, формирует тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала.
- Ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы.
- Операционный этап: учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу; ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения.
- На создание проекта отводится 2 урока (на втором уроке можно провести защиту проекта)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Парты сдвигаются, образуя три рабочих места для каждой группы).
2. О чем вы могли сказать на страницах проекта?
В ходе совместного обсуждения определяются подтемы страниц:
1 страница – географическое положение и природные ресурсы Иркутской области.
2 страница – начало Иркутской губернии, коренное население области.
3 страница – экологический портрет Иркутской области.
3. Работа над проектом
Учитель: Используя подготовленный материал, вы начинаете работать над своей темой вместе. Подумайте, как организовать свою работу, как вы будете распределять материал на странице, какие иллюстрации, карты, таблицы можно поместить к вашим сообщениям, кто будет оформлять и выполнять записи. Если у вас возникнут вопросы, то можно обратиться ко мне за консультацией.
- Совместная консультация с учителем
Консультация в 1 группе.
Тема вашей страницы очень интересна “Географическое положение и природные ресурсы Иркутской области”.
О чем вы хотели рассказать на своей странице?
Мы решили рассказать о географическом положении, показать на карте России, сравнить площадь с другими областями и странами. Лиза С. сделает табличку, в которой покажет численность населения и данные переписи за 1989г., где мы сообщим, сколько наций и народностей проживают в Иркутской области?
Учитель: Кто сделает сообщение о природных ресурсах области? В какой форме?
Дети: О природных ресурсах сообщит Женя З. Он расскажет о лесных ресурсах, о разнообразии животного мира области, а затем о гидроэнергетических ресурсах области.
Яна С. с помощью магнитных знаков разместит полезные ископаемые на карте Иркутской области. На страничке мы поместим табличку “Полезные ископаемые области”
Учитель: Из каких источников взят материал?
Дети: Мы пользовались атласом “Иркутская область”, книгой “60 минут о Байкале”.
Консультация во 2 группе.
Учитель: какая тема вашей страницы? О ком и о чем вы хотите рассказать на своей странице? Как построите свою работу?
Дети: Тема нашей страницы “Начало Иркутской губернии, коренное население” Мы посмотрели весь материал, который подготовили к проекту, разделили его на части, определили последовательность частей, пронумеровать их. Сначала начнем с материала Ксении П., далее используем материал Насти Б., закончим материалом Юли С., в своем проекте будем использовать иллюстрации, фотографии: “Илимский острог”, народные костюмы эвенков, бурятов, тофаларов.
Кто будет работать с картой?
Дети: С картой у доски будет работать Настя Б. Она покажет расселение народов на территории Иркутской области к началу XX века.
Учитель: Предлагаю вам использовать фотографии, иллюстрации, слайды, отразить современный и старинный Иркутск, не забыть показать Герб города Иркутска, флаг и историю создания. Этот материал можно найти в “Историческом атласе”. Я думаю, что это сделает вашу работу интересней.
Консультация в 3 группе.
Учитель: О чем можно рассказать на вашей странице проекта?
Дети: У нас тема экологический портрет Иркутской области”, нам необходимо рассказать, как промышленность современных городов влияет на окружающую среду, здоровье человека, угроза загрязнения о. Байкала, Байкальского водохранилища, Ангары.
Учитель: Предлагаю использовать знаки, плакаты, которые выражают ваше отношение к этой проблеме. Какие общественные организации, мероприятия решают проблему экологии Иркутской области.
Дети: Этот вывод в конце проекта сделает Артур Д.
- Самостоятельная работа в группах.
4. Защита проекта
По окончании работы над страницами проекта, каждая группа представляет свою работу. Попутно можно задавать вопросы: “Что интересного вы узнали в процессе работы над проектом? О чем вы хотите рассказать? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
5. Итог проекта
Учитель: Чему вы научились, работая над проектом? (все странички вывешиваются на доске под общим названием “Мой родной край – Иркутская область”)
Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который был помещен в проект участниками других групп. В целом данный проект нашел эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целостного ряда образовательных и развивающих задач.