Программные задачи:
- закрепить знания о строении дерева, названия;
- формировать устойчивое положительное отношение к природе родного края,
- видеть красоту березки через движение в танце;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать творческое воображение детей, рассматривая узоры на стекле;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Словарная работа: пенопласт, гофрированная бумага, шерстяные нитки, запорошило, снежный покров, ствол, ветви, кора.
Предварительная работа: аппликации из разных материалов берёзки (гофрированный картон, нитки, карандашная стружка, акварель) – работа с родителями; заучивание стихотворений.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, исследовательские, практические, танцевальные.
Материал: музыка, аппликации, материал для рисования, иллюстрация бабушка – загадушка, мольберты, иллюстрация ель, видеокассета.
Ход занятия
Организационный момент:
Включается магнитофонная запись из мультфильма “Зима в Простоквашино” (“Кабы не было зимы”).
Дети входят в группу, здороваются с гостями и обращают внимание на иллюстрацию, на которой изображена бабушка – Загадушка (иллюстрация прикреплена на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете это кто?
(Ответы детей)
Мы сейчас с вами отправимся в чудесный сказочный зимний лес, а вы хотите, чтобы с нами в лес пошла бабушка, давайте ее “оживим”. Включаем спокойную мелодичную музыку и берём “волшебную палочку” (нажимаем на кнопку и “палочка” переливается разными волшебными цветами).
“Волшебное превращение”
Быстро в круг вставай дружок,
Будь морозный денёк.
Раз, два, три, четыре, пять
Старушку будем оживлять.
Дети проговаривают слова, а в это время воспитатель переворачивает иллюстрацию на белую сторону, и тут же входит бабушка – Загадушка.
Бабушка: Здравствуйте ребята! Вы куда идете? Прежде чем отправиться в лес, я хочу загадать загадку, потому что дорога в лес заколдована.
Стоят в поле сестрицы –
Платье белены, шапка зелены (Березка).Лежало одеяло мягкое, белое:
Солнце припекло – одеяло потекло (Снег)Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатило (Зима)
Бабушка: Отгадали! Молодцы! Дорога Вам открыта.
Воспитатель: Выпал снег, посмотрите, как стало красиво и нарядно. Зима – красивое время года, не правда ли? Красиво зимой, деревья в зимнее время под снежным покровом. Заденешь ветку – снег так и сыплется и сверкает разноцветными искрами “Зимой деревья отдыхают – не растут и не цветут, но они живые”.
Подходим к первой картине. Дети рассаживаются на “сугробы”, сделанные из мягких модулей. Бабушка – Загадушка предлагает рассмотреть картину с изображением зимнего пейзажа, изготовленного из веточек березы, фон картины окрашен гуашью.
- Как называется это дерево?
- Как вы догадались?
(Ответы детей)
- Чем отличатся ель от березки? (Бабушка достает иллюстрацию ели).
Эту красоту зимнего пейзажа на картине передали Маша со своей мамой.
Физ.минутка (см. приложение №5)
Вторая картина (см. приложение №1)
Идем дальше по зимнему лесу и находим следующую картину, на которой изображена “Берёза”, изготовленная из карандашной стружки, ваты.
Воспитатель: Ребята, какая красивая по-своему березка!
- Посмотрите, скажите, из какого материала она сделана (нарисована)? (Вата, бумага, стружки и т.д.).
(Ответы детей)
Эту картину создали Настя вместе с мамой.
Под музыку изобразить танец “Березка” (вместе с воспитателем) (см. приложение №1).
Третья картина (приложение №2)
Бабушка – Загадушка увидела в “сугробах” уголок следующей картины.
Бабушка: Ой, наверное, эту картину хотели лисята унести к себе в нору. А давайте, ребята, её рассмотрим.
- Ребята, посмотрите, а это что за дерево?
- Они похожи с предыдущими?
- Чем отличаются? (из чего сделаны?)
(Ответы детей)
- Красиво? Вам понравилось? Красоту на этой картине изобразили Настя Г. с мамой.
Воспитатель предлагает поиграть в игру “Сказочный лес”.
- Игра “Сказочный лес”.
Под музыку дети прыгают, бегают, ходят, имитируя движения диких животных. Музыка заканчивается и на слова “Раз, два, три – в дикие животные замри”. Дети останавливаются и замирают на месте. Бабушка – Загадушка отгадывает диких животных, изображенных детьми.
Четвертая картина (см. приложение №3)
Идем дальше по лесу. Увидев запорошенную снегом картину, обратить внимание детей на нее.
- А это что за дерево?
- С помощью чего она нарисовано? (нитки)
- Какое время года?
(Ответы детей)
Так представили красоту зимней березки Люда с мамой.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как нужно беречь зимой деревья?
- Чем полезно?
(Ответы детей)
Воспитатель: Напоминаем, что деревья надо беречь и зимой – не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них снова появятся зеленые листочки.
Затем бабушка – Загадушка приглашает подойти детям к “заколдованному окну”, на котором отчетливо видны морозные узоры.
Бабушка:
- Кто эти узоры нарисовал, как вы думаете?
(Ответы детей)
- Нравится ли вам эта красота, нарисованная на окне?
- Посмотрите, а что вы можете увидеть в этом рисунке?
(Ответы детей)
Бабушка: А может быть вы знаете, как на самом деле образуются узоры на зимнем окне?
Слушайте – с нашей стороны стекло теплое, а со стороны улицы оно холодное. Когда теплый воздух соприкасается с холодным, то теплый воздух замерзает в виде вот таких замысловатых узоров на стекле. А в народе говорят, что узоры на стекле “рисует” мороз.
Бабушка: Давайте, попробуем тоже “нарисовать” узоры на стекле.
- Как вы думаете, у нас получится?
(Ответы детей)
Экспериментируют, дуя на стекло.
Бабушка: Позже, вы подойдете к окну и посмотрите, что получилось.
Бабушка: Ребята, Вам понравилось наше путешествие в сказочном лесу?
Бабушка: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и закроем глаза, перенесемся в нашу группу (музыка).
Воспитатель: Ребята, путешествие Вам понравилось, а сейчас давайте, изобразим на листочках свои красивые березки (рисование красками, восковыми карандашами).