Цели урока:
образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме;
развивающие: развитие логического мышления, творческой деятельности, памяти, внимания;
воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, взаимоуважения, умение оценивать свои знания.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение одной из важных тем в математике “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”
Складывать и вычитать числа научились древнекитайские учёные ещё до нашей эры. Индийские математики представляли числа как “имущество”, а “отрицательные как “долги”. Они излагали правила сложения и вычитания следующим образом: 1) Сумма двух “имуществ” есть имущество; 2) Сумма двух долгов есть долг; 3) Сумма имущества и долга равна их разности и т.д.
Переведите эти древнегреческие правила на современный язык.
(Опрос правил)
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую.
Для того чтобы узнать его имя нужно разгадать кроссворд
Вопросы:
- Как называется расстояние (в ед. отрезках) от начала координат до точки А(а)? (модуль)
- Какой знак надо поставить между числами -5 и -1? (меньше)
- Как называется число показывающее положение точки на прямой? (координата)
- .Какое действие будет выполняться при сложении чисел с разными знаками? (вычитание)
- Продолжи предложение: Сумма двух отрицательных чисел ….. ….. (отрицательна)
- Числа равные по модулю и имеющие разные знаки (противоположные)
Кроссворд
После того как кроссворд разгадан и открыты все буквы учащиеся видят имя Декарт (а так же его портрет расположенный на другой доске) .
Несколько слов из его биографии (зачитывает ученик)
Предлагаю вам проверить примеры, записанные на доске.
-1,3-2,4=-3,7 (л)
4,1-(-2,3)=6,4 (и)
0-(-1,5)=1,5 (и)
1=(и)
(л)
(л)
Для ответов используются карточки “И”- истина, “Л”- ложь.
Молодцы!
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
№1116(а-е) на стр. 191 решаем по цепочке с комментариями
а) 3,7-4,8=-1,1
б) -5,2-4,7=-9,9
в) -5,6-(-3,8)=-5,6+3,8=-1,8
г)
д)-
е)-
Следующий номер выполняем по вариантам 1В-а, 2В- Б(два ученика работают с обратной стороны доски решают свой вариант)
№1083(а, б)
а) 3,75+(-2,11)+1,36 =3
б) -4,27+(-3,11)+(-0,62)=-8
Проверяем вместе.
Т.о. какой можно сделать вывод? (Числа с одинаковыми знаками складываем, а с разными вычитаем. Знак в ответе ставим по тому числу модуль которого больше)
Вместе мы не плохо поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно по карточкам.
Предлагаю два варианта (ответы с обратной стороны доски)
Вариант №1
1) 3,4-(-2,5)
2) -7,3+2,8
3) 4
4)7-
5) -2,75+3,64-1,25
Вариант №2
1) -2,3+8,2
2)-2,85-2,65
3)
4)5-6
5) -2,5-3,74+7,6
Ответы 1) 5,9 2) -4,5 3) - 4) - 5) -0,36
Критерии оценивания
0 ошибок- “5”
1 ошибка- “4”
2 ошибки – “3”
3-5 ошибок – “2”
Поднимите руки кто поставил себе оценку 5;4.
Итог урока.
Домашнее задание : №1119,№1123 и дополнительно придумайте 3 примера с ответом ()