Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • систематизация знаний по теме.
  • продолжается формирование умения выделять главное из учебного текста, выступать с кратким сообщением, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, работать в группах.
  • нравственное воспитание на основе изученного материала.

Оборудование урока:

  • карты “Борьба Руси с иноземными захватчиками в ХIII веке”, “Образование Русского централизованного государства”.
  • портреты русских князей ХIII-ХV в.в., портреты Чингисхана, Батыя, Мамая.
  • схема Куликовского сражения.
  • карточки с вопросами и заданиями (крылатыми выражениями).
  • настольные атласы по истории.

Методика: урок обобщения изученного материала.

Педагогические технологии: КСО, на групповой и концептуальной основах.

План урока.

1. Вводное слово учителя: сообщение целей и задач урока. Краткая характеристика изученного периода истории.

2. План повторения:

1) Ступени развития Монгольской державы и Руси в ХIII веке.

2) Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.

3) Положение различных групп населения в русском обществе.

4) Судебник 1497 года – первый государственный свод законов.

3. Обобщение по теме.

Ход урока

План повторения известен заранее. Класс предварительно разделен на четыре учебные группы, которые заранее получили тему для ответа. По каждой теме группы готовят контрольные вопросы. За правильный ответ на вопросы учителя группа получает 1 балл. За ответ на основной вопрос – 5 баллов, плюс 5 баллов за активное участие в уроке. По итогам урока эту дополнительную “пятерку” группа в качестве поощрения ставит по своему усмотрению любому члену группы и сама оценивает коэффициент участия каждого. В сильном классе есть группа экспертов, которая дискутирует с выступающим по выбранной для защиты проблеме.

1. Разминка (фронтальное повторение).

- Что такое держава, иго, интервенция?

- Показать по карте, кто угрожал Руси в ХIII веке?

- Кого из политических деятелей, полководцев ХIII-ХV в.в. вы можете назвать?

Объясните, с каким событием связано их имя.

- Назвать крупные события повторяемого периода и дать его краткую характеристику.

2. Обсуждение 1 вопроса “Ступени развития Монгольской державы и Руси в ХIII в.”

3. Конкурс “Совпадение ответов”. Лидеры групп и группа отдельно друг от друга отвечают на одни и те же вопросы. Суть конкурса в том, чтобы лидеры групп и группа ответили без ошибок. Члены группы могут консультироваться друг с другом, лидер отвечает на вопрос самостоятельно. Если лидер группы и члены группы написали без ошибок, то каждый за работу получает 5 баллов. Указать № правильного ответа.

  1. Икона А.Рублева “Троица” написана в античной традиции.
  2. Каменные здания на Руси появились в XIVв.
  3. Процесс феодальной раздробленности помогал складыванию великорусской народности.
  4. Выплата дани Золотой Орде прекратилась при Иване III.
  5. После смерти князя Дмитрия Донского борьба за власть между князьями продолжалась.
  6. Поход хана Тохтамыша на Москву свел на нет результат Куликовской битвы.
  7. Князь Дмитрий прекратил выплату дани Золотой Орде.
  8. В XIV-ХVвв. население Руси было однородным по составу.
  9. Первое вторжение на Русь было в 1223 г.

В ХIII веке Русь была политически раздробленным государством.

Правильный ответ: 1457. Получилась дата исторического события.

Вопросы по дате:

Какой князь правил в данное время? Чем оно характеризуется?

Ответ: Это время правления Василия II. Шла феодальная война – борьба за власть против князя Юрия Дмитриевича, сына князя Дмитрия.

4. Обсуждение 2 вопроса “Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы”.

5. Словарная работа - “цепочка”. На доске написаны исторические термины. Группы одна за другой (по цепочке) дают их определения.

Феодальная раздробленность, Россия, Судебник, “тьма”, Орда, феодальная война, трехпольный севооборот, ярлык, централизованное государство, уния, пожилое, фольклор.

6. Обсуждение 3 вопроса “Положение различных групп населения в русском обществе”.

7. Конкурс “Крылатые выражения”. Объяснить, о чем идет речь.

  • “…они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”
  • “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”
  • “Только когда нас не будет, все ваше будет”
  • “Злой город”
  • “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”
  • “За Доном для нас земли нет”
  • “По русской земле распространились веселие и отвага, и возникла слава русская”.

8. Обсуждение 4 вопроса “Судебник 1497 года – первый государственный свод законов”.

9. Работа с настольными картами. Назвать как можно больше определений, связанных с Куликовской битвой. Например, р. Смолка, р. Курца, князь Дмитрий, хан Мамай, полк правой руки и т.д.

10. Повторение дат по методике перекрестных вопросов. Группы задают друг другу вопросы, связанные с датами повторяемого периода: 1237-1240г.г., 1240г., 1242г., 1251 – 1262 гг., 1325 – 1340 гг., 1345 г., 1359 – 1389г.г., 1378 г., 1380 г., 1389 – 1425 гг., 1425 – 1462 гг., 1425 – 1453 гг., 1462 – 1505 гг, 1480 г., 1497 г.

11. Обобщение по теме. Подведение итогов урока. Выставление оценок.