Мультимедийный урок "Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла"

Разделы: МХК и ИЗО


Методика: Муромская методика (работа в группах)

Материалы и принадлежности: мультимедийный проектор, словари по ИЗО, альбомы, гуашь, картон, ножницы, клей.

Цель урока:

  1. Постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент; закрепить понятие ритма, элемента узора.
  2. Знакомство с приёмами традиционного письма (приём “травка”, “под фон”, “кудрина”).
  3. Воспитывать внимание, усидчивость; уважение к работе товарищей.

Задачи урока:

  1. Закрепить полученные ранее знания по теме “Народная глиняная игрушка”.
  2. Выполнение тренировочных живописных упражнений по овладению приёмами традиционного письма.
  3. Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народного искусства.

Ход урока

І. Актуализация знаний (10 мин.).

(дети работают в группах)

- На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что такое народный промысел, знакомились с промыслами, которые занимались изготовлением глиняных игрушек. Назовите их (филимоновская игрушка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка).

- Сейчас посмотрите на экран и ответьте на вопросы, которые вы там увидите (использование мультимедийного проектора:

1 слайд – “Игрушечных дел мастера" - проверка полученных ранее знаний”:

2-3 слайды – “филимоновская игрушка”

4-5 слайды – “каргопольская игрушка”

6-7 слайды – “дымковская игрушка” ).

Филимоновская игрушка (каковы особенности филимоновской игрушки; какие любимые цвета филимоновских игрушек; мотивы для изображения в игрушках)

Каргопольская игрушка (каковы особенности каргопольской игрушки; как расписывали каргопольские игрушки).

Дымковская игрушка (каковы особенности дымковской игрушки; какие любимые цвета дымковских игрушек; мотивы для изображения в игрушках; основные элементы украшения дымковских игрушек)

На работу с каждым слайдом даётся от 0,5 до 1 мин. Работа проводится с каждым слайдом по очереди. Дети советуются и записывают ответы на выданных группам листах, а затем сверяют с ответом, который появляется на экране. Если учащиеся записали в лист неполный ответ, то дописывают другим цветом чернил.

ІІ. Физминутка.

Для физминутки учащимся предлагается подняться со стульев и с опорой на экран сделать несколько упражнений для глаз и для конечностей (слайды 8-9 – “отдохни”)

ІІІ. Главная часть (30 мин.).

Знакомство с промыслом Хохлома (15 мин.).

- Посмотрите на экран, как вы охарактеризовали бы данные произведения народного художественного промысла (показываюется 10 слайд - “золотая хохлома”).

- Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с промыслом Хохлома, узнаем основные приёмы письма и в конце урока выполним очень нужную всем вам вещь – декоративную карандашницу (далее идёт показ слайдов:

11 слайд – “история возникновения промысла;

12-16 слайды – “о современном промысле”;

17-23 слайды – “приёмы росписи”;

24 слайд – “современное развитие промысла”;).

По ходу объяснения делаются записи в словарях по ИЗО.

Проверка усвоенных знаний (25 слайд – схема). При записи схемы предлагается самостоятельно заполнить пустые графы – названия приёмов, выбрать для каждого приёма особенности письма (схема проверяется по каждому приёму отдельно). Если учащиеся сделали неполные записи, то они дописывают схему другими чернилами (на индивидуальных листах).

ІV. Физминутка.

Для физминутки учащимся предлагается не вставая со стульев и с опорой на экран сделать несколько упражнений для плечевого пояса и на развитие внимания (слайд 26 – “отдохни”)

V. Выполнение практического задания (15 мин.).

(27 слайд - на слайде даётся задание и тренировочное упражнение для его выполнения). Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

VІ. Заключение.

Работы, выполненные на уроке, ребята могут подарить друг другу с добрыми пожеланиями.

Примечание: Мультимедийные файлы приложений, можно получить у автора.

Используемая литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2006г.
  2. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. “Изобразительное искусство в начальной школе. 3 – 4 классы” в 2 частях. Часть І. Сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004г.
  3. А. Рогов “Про филимоновские свистульки”. Издательство “Малыш”, Москва 1987г.
  4. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырёхлетней начальной школы. – Москва: “Мозаика-Синтез”.
  5. Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырёхлетней начальной школы. – Москва: “Мозаика – Синтез”.