Личностно-ориентированный классный час — размышление "Я отвечаю за свои поступки" (5– 6-е классы)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
  2. Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих
  3. Создавать условия для сопоставления своего образа с тем, как его видят окружающие, для усвоения новых для них понятий: "мотив поведения", "борьба мотивов", "волевое поведение".
  4. Воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.
  5. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Оформление.

  1. .Плакаты-ситуации (“На горке”, “Тяжело…?”, “Заговорились”).
  2. Плакаты с высказываниями В.А. Сухомлинского:
    а) “Слияние “надо” и “трудно” - это мудрость самовоспитания и путь
    настоящего человека”.
    б) “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,
    если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”.
    в) “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”.
    г) “Самая большая победа- это победа над самим собой”.
  3. Тесты "Как бы поступил я?"
  4. Выставка творческих работ учащихся (сочинения и рисунки на тему  "Мой хороший поступок").

Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность,

A.M. Прихожан,

Ход классного часа.

Кл. рук-ль.

Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.

Тема нашей беседы - “Я отвечаю за свои поступки".

С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти

Все не так просто, но и не так сложно, как иногда нам это кажется. Давайте сегодня начнем, а затем, на следующем классном часе продолжим разговор на тему “Я отвечаю за свои поступки”.

1. Обратите внимание на плакаты. Если бы вам для девиза в жизни потребовались слова, какие из написанных слов вы бы взяли для себя?

(Учащиеся делают выбор; учитель подводит итог в зависимости от выбора ребят).

2.Тема нашего классного часа - "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Кл. руководитель.

Ребята, вы правильно понимаете содержание нашего сегоднешняго разговора.

Ответ - отвечаю - ответственность.

Это однокоренные слова.
А как вы понимаете, что такое ответственность?
Составление кластера.

Приложение №1.

Ответственность.

Р (красный) Не подводить никого.
А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.
Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.
У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.
Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.
А (синий) Выполнять обещанное.
    (фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

Кл. руководитель.

Хорошо бы всегда поступать правильно, осознанно. Но, к сожалению, наши поступки не всегда обдуманны. От чего зависит наш с вами выбор? Об этом расскажет школьный психолог.

Психолог свое выступление начнет с ситуации, которая должна спровоцировать ребят на поступок.

Например, с объявления, что после классного часа надо будет остаться убирать класс. Но останутся только желающие это сделать (желающие остаться убирать поднимают руки).

Проанализировать, сделать вывод, подчеркнуть осознанный выбор (борьба мотивов). Дать определение воли, как ее развивать и для чего.

Кл. руководитель.

Ребята, у меня для вас есть секрет. Но чтобы узнать его, вам необходимо выполнить несколько заданий, т.е. подумать, порассуждать на тему нашего классного часа.

1часть. Давайте проведем анализ нескольких ситуаций, и вы ответите на вопрос: "А как бы поступили вы?".

Приложение №2.

Картинки

1)На горке.
2)Тяжело...
3)Заговорились…

Работа с иллюстрациями.
Вывод психолога.

Кл. руководитель прикрепляет к доске 1 часть "Секрета".

Приложение №3.

Кл. руководитель.

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;
2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

6.В этом нам поможет II задание нашего "Секрета".

Сейчас, ребята, вам необходимо честно ответить на вопросы теста. В нем даны

3 наиболее злободневные ситуации, встречающиеся в школьной жизни.

Тест "Как бы поступил я?"

I ситуация. В школе проводится месячник по благоустройству. Наше задание - убирать улицу. Делаем это уже много раз...

А) Не пойду, надоело, обойдутся без меня.
Б) Пойду, отмечусь, но работать не буду.
В) Пойду, заставлю себя работать, чтобы учительница не ругала, не жаловалась родителям.
Г) Пойду, постараюсь сделать работу хорошо, потому что и город будет чище, и, может быть, подам ребятам хороший пример. Я сам (а) создам себе положительный настрой, тогда и работа не покажется ненужной.

II ситуация. Как я отношусь к учебе, к разным предметам.

А) Математику, казахский, русский языки еще можно учить, но остальные предметы не обязательно.
Б) Буду развивать усилия, чтобы преодолевать нежелание учить: самостоятельно регулярно готовить домашние задания; отвечать на уроке не тогда, когда спросят, а самостоятельно активно работать, читать дополнительный материал по заданной теме.
В) Буду учить все, лишь бы не ругали родители, учителя.
Г) Хочу знать, чтобы быть в жизни образованным, понимающим многое, хотя понимаю, что многое из изученного мне не пригодится.

III ситуация. - "Дружба". Часто бывает, что в классе нет дружбы, класс разбит на группки.

А) Меня это положение устраивает.
Б) Я себе друзей выбрал (а), поэтому остальное меня не интересует.
В) Понимаю, что, если бы мы уважали друг друга, в классе было бы лучше, комфортнее; но сделать ничего не могу для этого. Только наблюдаю и страдаю.
Г) Не буду поступать необдуманно, так, как это делают другие. Постараюсь со всеми быть в хороших отношениях, помогать, избегать ссоры, конфликты, при этом не поддерживая ни одну из "воюющих" сторон.

Подведение итога.

Учитель вывешивает на доску 2 часть "Секрета".

Приложение №4.

Кл. руководитель.

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

3 часть "Секрета".

“Хочу и могу”.

1)хочу "5" – выучу;
2)хочу помочь маме - уберу комнату;
3)хочу много знать – буду читать книги;
4)хочу быть здоровым – буду закаляться;
5)хочу быть сильным – буду заниматься спортом;
6)хочу научиться плести макраме – буду посещать кружок.

"Не хочу, но надо" - выступление родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Луизы – повар.

Я работаю поваром в детском саду. На работу прихожу очень рано, потому что надо приготовить завтрак для ребятишек. Мне нельзя опаздывать. А как вы думаете, что будет, если я вдруг скажу, что не хочу идти на работу?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

Подведение итога.

Учитель прикрепляет 3 часть "Секрета". Получилось сердце.

Приложение №5.

Кл. руководитель.

Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.

Ребята, давайте посмотрим, какой секрет хранит для нас наше "Сердце"?

(Повернуть "Сердце" и с обратной стороны прочитать)

Приложение №6.

Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.

Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

Давайте вместе составим “Правила ответственности”.

(Обращаются опять к кластеру).

Ребята опять называют положения, вписанные в кластер, но теперь уже правила нумеруют.

Приложение №7.

Над радугой прикрепляется солнце, на котором написано: “Правила ответственности”.

Дополнительно прикрепить облака:

1.Применять в своей жизни опыт других.
2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.
3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

Приложение №8.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

Рефлексия.

Сядьте удобней, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: “Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”

Кл. руководитель.

Как вы думаете, наши размышления помогли вам задуматься об услышанном?
И это уже результат!
Мы продолжим наш разговор на следующем классном часе.
Тема очередного классного часа “Поговорим об ответственности”.
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература будут находиться в классном уголке.