Цели:
- познакомить детей с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, формирование навыков сотрудничества, воспитание учебной активности;
- воспитание патриотических чувств по отношению к родным краям.
Оборудование:
- Плакат-сумка с надписью “государственный бюджет”.
- Газета, где опубликованы денежные доходы и расходы района.
- Карточки со словами.
- Эскизы строящихся объектов.
- Карточки с заданиями для групповой работы.
I. Создание ситуации психологического комфорта.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
II. Создание ситуации успеха.
Я - способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я - хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
III. Создание ситуации интеллектуального конфликта.
Вы знаете, что в Башкортостане каждый наступающий год объявляется каким-то особенным, например: год здорового образа жизни, год семьи, год профилактики наркомании.
- А каким объявлен нынешний 2006 год? (годом благоустройства).
- Как вы думаете, почему именно нынешний год объявлен годом благоустройства?
(объяснение значения слова).
- Какое событие будет праздновать наша республика в следующем году?
(В 2007 г - 450 лет добровольного присоединения Башкирии к русскому государству).
- А как готовятся к празднику?
- Вот и республика готовится к этой дате. Очень много новых объектов построят в г. Уфе. Это новый Дом дружбы народов, обновят ж/д вокзал, аэропорт, новые дороги и многое другое.
- А какие работы по благоустройству могут вестись в нашем районе?
(посадка деревьев, ремонт ограждений, дорог, памятников, стелл и т.д.)
- А еще откроют новую школу. На строительство и оборудование которой потребовалось 85 млн.рублей (вывешиваются эскизы и карточки), построят пруд, чтобы жителям с. Мишкино было, где искупаться и отдохнуть. На это уйдет 5 млн.рублей. Еще запланировано строительство нового хирургического корпуса, чтобы людям было, где хорошо и качественно лечиться, стоимостью 100 млн.рублей, построят асфальтированную дорогу до деревни Кигазытамаково и в самой деревне. Это еще 36 млн.рублей. Начнут строить водовод из деревни Старонакаряково до села Мишкино, чтобы у жителей райцентра была чистая и вкусная вода, длиной 18 км и стоимостью 15 млн. рублей. Начнут строить полигон твердых бытовых отходов, чтобы не загрязнялась окружающая среда. На это потребуется 5 млн. рублей.
- А где на это все взять деньги?
(Предложения учащихся)
IV. Формирование учебной задачи в словесной форме.
- Сегодня на уроке постараемся ответить на этот вопрос; узнаем, откуда у государства деньги, и на что оно их тратит.
V. Работа над новым материалом.
1. Беседа. Очень часто по телевидению и по радио можно услышать сообщение: “ Разрабатывается бюджет страны на следующий год”.
- Что же такое бюджет?
Вот такое определение нашла Диана в толковом словаре:
Бюджет- таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определенный период времени.
(учитель показывает таблицу из газеты).
- А если сказать попроще, то это денежный план. Как известно, “ денежки счет любят”. Потому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит в кошелек из разных источников и сколько будет истрачено на разные нужды. Приход должен соответствовать расходу: слишком большие расходы приводят к недостаточности денег, называемой дефицитом бюджета. Когда остаются лишние деньги, это - профицит.
Бюджет, или денежный план, составляют: государство, города, территории, организации и даже семьи.
Само слово в переводе с английского языка означает “денежная сумка”.
(На доске появляется плакат: сумка с надписью “государственный бюджет”).
Деньги, которые попадают в бюджет – это доходы.
Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы. (Вывешиваются карточки)
Доходы исчисляются или за год, или за месяц и т.д.
Дал вам кто-нибудь деньги, вещи – это ваш доход.
Расходов существует множество, и их никак не избежать.
2. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел
Раз нагнулся, два нагнулся.
Монетки, видно, не нашел
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетки,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
3. Работа по учебнику.
1) Чтение “По цепочке” (абзацами) текста на стр.73-75 (цель чтения: узнать, из чего складывается бюджет).
2) Беседа по прочитанному.
- Из чего складывается государственный бюджет? (из налогов).
- Что такое налоги? (платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государства). Подоходный, и т.д.
- Куда я помещу карточку со словом “налоги”? (доходы).
- Как называют тех, кто платит налоги? (налогоплательщик).
За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальный государственный орган – налоговая инспекция, куда граждане и организации сдают отчеты о полученных доходах.
- Назовите основные статьи расхода государственного бюджета и поместите карточки на схеме. (Выходят к доске ученики и помещают карточки под словом “расходы”: образование, здравоохранение, армия, милиция, наука, культура, охрана природы, пенсионное обеспечение, пособия).
- Что же такое бюджет?
3) Вывод: государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, доходы государство получает в основном от сбора налогов. Расходы бюджета – это затраты на образование, здравоохранение, содержания армии и милиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели.
VI. Работа с краеведческим материалом.
- Есть ли бюджет у нашего района?
- У вас на партах лежит страница из районной газеты “Дружба”, где опубликован бюджет Мишкинского района на 2006 год.
- Найдите таблицу, где опубликованы доходы.
- Сколько всего доходов? (36 млн.руб.)
- Из чего они складываются? (из разных налогов).
- Найдите таблицу, где опубликованы расходы на нужды района.
Прочитайте статьи расходов.
Итого: 186852000 руб.
- А теперь выполните такое задание.
Задание: Посчитайте во сколько рублей обойдется нашему району строительство новых объектов? (236 млн.руб.). Где взять недостающие деньги?
- Кто дает деньги на строительство?
(Республиканский бюджет)
- У РБ есть свой бюджет и оттуда идут в районы деньги на различные необходимые расходы.
- Кто знает, почему бюджет нашего района небольшой?
(Мало предприятий и организаций, которые что-то производят и платят налоги)
- Что надо сделать, чтобы было больше налогов? (открывать новые предприятия)
- Какие предприятия можно открыть в нашем районе?
Чего у нас много? (лесов, свободных земель, глины).
- Значит, есть дешевое сырье для кирпичного завода, лес- для строительства и производства мебели, можно сеять на землях корма животных (животноводчество) и для птиц (птицеводство), можно будет построить перерабатывающие предприятия и тогда будут больше поступать нологов в районный бюджет.
VII. Работа в группах.
Задания:
1 группа. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что бы ты сказал человеку, который не хочет платить налоги?
2 группа. Какой бюджет ты считаешь лучшим и почему?
а) в котором доходы больше расходов.
б) в котором доходы равны расходам.
в) в котором доходы меньше расходов.
3 группа. Приведи пример профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.
Расходы бюджета | Профессии людей |
На образование | |
На здравоохранение | |
На содержание армии и милиции | |
На науку и культуру | |
На охрану природы |
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Что узнали на этом уроке?
- я научился…
- мне было интересно…
- мне было трудно…
- мне понравилось…
XI. Д.З.
I вариант (облегченный) стр.73-76., ответить на вопросы. II вариант (усложненный) стр.73-76, тетрадь стр. 40 № 3, 4.