Цели:
- Усвоить программу мобилизации всех сил страны на разгром врага,роль военного Ногинска в победе над врагом, превращение страны в единый боевой лагерь.
- Воспитание патриотизма на примерах героизма тружеников тыла, наших земляков.
- Уметь делать логические выводы на основе конкретных фактов
Оборудование: Карта “Великая Отечественная война”
На каждом столе:
- Документ “Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий”. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР 26 декабря 1941 г.
- Фотографии мемориальных обелисков города и района, связанных с историей Великой Отечественной войны.
- Экспонаты, материалы школьного краеведческого музея.
- Видеофильм “Военный Ногинск – фронту.”
Предварительная работа
Актив школьного музея по рекомендации учителя готовит страницы “живой газеты” для показа на уроке, используя материалы музея.
Эпиграф
Да, вот они русские характеры!
Кажется, прост человек, а придёт
Суровая беда, и поднимется в нём
Великая сила – человеческая красота.
А. Толстой “Герои трудового фронта”.
Учитель сообщает.
Тема нашего урока: “Героизм тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны”. Война ещё раз продемонстрировала удивительный “талант” россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях. Лозунги “В тылу как на фронте”, “Всё для фронта, всё для победы”, стали побудителями героических свершений. Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Не менее сложной была задача организации производства на новом месте. В заводские цеха пришли вчерашние домохозяйки (стихотворение М.Исаковского “Русской женщине”).
Как же ковалось оружие победы в тылу? Перелистаем страницы “живой газеты”по материалам школьного краеведческого музея. (Помогает актив школьного музея.)
Познакомившись с представленными фактами, вы в конце урока должны сделать вывод о том, какие меры были приняты, чтобы превзойти утраченные военные мощности. Из докладов “Моя семья в годы войны.” “..большинство рабочих ушло на фронт. К станкам на Глуховском комбинате встали подростки14-15 лет. Трудились не жалея сил по 11часов. Лучшим производственным бригадам присваивалось звание “Фронтовые бригады.”За четыре военных года глуховчанам 5 раз присуждалось переходящее Красное Знамя Комитета Обороны, 9 раз они завоевывали первые и вторые места во всесоюзном социалистическом соревновании.
Пионеры нашей школы помогали взрослым на колхозных полях, участвовали в заготовке дров для школ и госпиталей, дежурили около раненых, собирали пустые бутылки и мешками относили их на железнодорожную станцию, чтобы потом на заводах заполнить бутылки, воспламеняющейся жидкостью и отправить на фронт для борьбы с танками.
Токарь Фролов в артели “Ногинский металлист” обслуживал два многорезцовых токарных станка. Рядом с ним ещё на двух таких же станках работал токарь Котов. Его призвали в армию. Фролов решил обслуживать все четыре станка и на четырёх токарных станках выполнял сменную норму на 500- 700 %. Кончается смена, но люди не уходят от станков, работают, не считаясь со временем. Надо полторы смены – работали. Надо будет – сутки не уходили из цеха.”
А вот ещё одна страница в форме инсценировки. За столом сидит директор завода Монтажных приспособлений. Вокруг стоят инженеры, мастера. Директор: “Цех гонит брак, кто виноват, что гильзы на испытаниях не взрываются? Где начальник цеха, где рабочий, отвечающий за последнюю операции?- (инженер пытается защититься, но директор не обращает внимания),- Немедля в кабинет рабочего Петрова. “И вот в огромный кабинет входит малец. Директор: “Что тебе, парень?” “Так ведь вызывали. Рабочий я - Петров Геннадий Иванович”. Свело скулы у директора, только и прохрипел: “Иди сынок, иди…, ошиблись мы тут…”.
В1942 году был создан Кудиновский машиностроительный техникум. Занятия проводились практические: на токарных станках делали простейшие детали(болты, гайки и др.) необходимые для сбора узлов военной техники. Каждому учащемуся полагалась рабочая карточка. Со дня создания и до Победы техникум подготовил 1500 специалистов. А перед Кудиновским огнеупорным заводом в 1942 году встала задача государственной важности: в кратчайшие сроки освоить выпуск огнеупорных изделий из местной глины для разливки стали на металлургических заводах в Челябинске, Электростали и Москве(з-д “Серп и Молот”). И завод стал выпускать огнеупорный допрессованный кирпич.
Комментарии учителя:
В таких сложных условиях выпуск новой техники требовал не только быстроты, оперативности, но и одновременно высокого качества продукции, но случался и брак.
Письмо ветерана – аэроклубовца Ускова Ф.Н. с фронта 1943г. “…. трудно пришлось весной 1943 года, погода выдалась капризная:то оттепель, то мороз, то дождь, то снег… . Самолёты на многих аэродромах стояли под открытым небом. На наших истребителях начала коробиться фанерная обшивка крыльев. Были случаи, когда в полёте обшивку срывало. Командир выходил из себя . Думали, что исправим месяца за два. Но спустя 10 дней все самолёты были готовы к бою. Верим в нашу скорую победу.”
Из доклада о своей семье в годы войны.
“Моя бабушка в годы войны была ребёнком и она вспоминает, как сложно было жить в деревне. Каждый член колхоза должен был отработать не менее 100 – 150 трудодней. Вводился обязательный минимум и для подростков. Бабушке выдали тоже трудовую книжку. Колхозники, не выработавшие установленного минимума, считались выбывшими из колхоза и лишались приусадебного участка или могли предаваться суду и наказываться исправительно – трудовыми работами в самих колхозах на срок до шести месяцев. Крестьянин получал от колхоза 200 грамм зерна и 100 грамм картофеля в день.
То есть- стакан зерна и одна картофелина. Бывало, что к маю картошки уже не было, тогда мы ели лебеду, свекольный лист, крапиву, щавель.”
Учитель сообщает.
Счёт в военной экономике шёл не на годы, а на дни, зачастую на часы. Фронту требовалось дать всё необходимое в кратчайшие сроки, поэтому труженики, тыла не жалели себя. А как работали предприятия других городов? Внимание на карту.
С конца 1941 года ленинградские рабочие, несмотря на блокаду, выпустили свыше 700 танков, отремонтровали 500 танков, выпустили 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 3000 орудий и это при таком вот меню в рабочей столовой, летом 1942 года: щи из подорожника, пюре из крапивы, оладьи из козеина.
Предприятия Москвы уже весной 1942 года наладили военное производство. Московский автомобильный завод выпускал пистолеты – пулемёты системы Шпагина (П П Ш), второй часовой завод – взрыватели к минам, завод “Серп и Молот” осуществлял ремонт танков, кондитерская фабрика “Рот – Фронт” - пищевые концентраты; - об этом мы узнали из докладов наших учеников.
На Сталинградском металлургическом заводе “Красный Октябрь” 31 июля 1943 г. была восстановлена мартеновская печь, которая дала первую плавку, а в марте 1944 г. был пущен блюминг (прокатный стан).
А какую продукцию выпускал наш город в годы войны. Давайте посмотрим видеофильм “Военный Ногинск – фронту.” (Глуховский хлопчатобумажный комбинат- ткани для оборудования, плащ- палаток, парашютов, кирза, лямки для вещмешков, противогазов, санитарных сумок, упряжъдля конной тяги. Литейно –механический завод -большие рельсовые ежи для перекрытия автомобильных дорог и переездов и острые металлические ежики для вывода из строя автотранспорта противника и т. д.).
А теперь обратимся к документу, находящемуся у Вас на столах “Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР 26 декабря 1941 года”. (Приложение1). Давайте с ним познакомимся и его оценим. (Работа с документом). Делаем вывод о необходимости чрезвычайных мер в тех сложных условиях.
А теперь ответим на вопрос, заданный в начале урока. (Ученики отвечают на вопрос логического задания . Самоотверженный труд наших земляков и чрезвычайные меры дали свои результаты- с весны 1942 года начинается стремительный рост военной продукции. И в этом была заслуга предприятий нашего города.)
Работа с раздаточным материалом.
Память о погибших и пропавших без вести, о тружениках тыла увековечена в мемориальных обелисках, мемориальных досках, открытых в городе и районе. Рассмотрите фотографии у Вас на столах, определите, где находятся эти памятники и обелиски, с какими событиями они связаны (5 фотографий). (Приложение 2).
Подвожу итоги, оцениваю ответы детей, завершаю урок.