Цель урока:
- создать условия для формирования представления учащихся о водоемах нашего края;
- развивать познавательный интерес, умение показывать на карте крупные реки и озера Алтайского края;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада этой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Любые ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
2. Сообщение темы и цели урока.
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать.
Кроссворд вам надо разгадать. (Слайд2)
Вопросы к кроссворду:
- Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
- Место, где река берет свое начало.
- Нижняя часть горы, холма.
- Есть у оврага, холма, горы.
- Самое теплое море России.
- Форма поверхности.
- Вся территория земной поверхности разделена на природные…
Ответы: 1.Овраг. 2.Исток. 3.Подошва. 4.Склон. 5.Черное море. 6. Холм. 7.Зоны.
Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.
3. Работа над новой темой.
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
-Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
-Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)
-Ребята, посмотрите все ли правильно записано? Найдите лишние слова.
(Слайд 3)
(Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей)
-Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению.
(Естественные – водоемы созданные природой. Искусственные – водоемы созданные человеком.)
(Слайд 4)
-А что дает начало любой реке? (Родник)
-А куда же девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 км.
-А теперь давайте подумаем, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?
- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?
-А зимой реки питаются за счет чего? ?(За счет подземных вод)
Работа с картой.
(Слайд 5)
-Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
-Как реки обозначаются на карте?
-Давайте найдем на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др.,
-Кроме рек вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой.
-Подумайте, чем отличаются озера от рек?
- Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
- А какие озера вы знаете? Покажите их на карте.
-Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.
-А сейчас поработаем с картой нашего края.
(Слайд 6)
- Очень много рек и озер у нас в Алтайском крае. Наш край прорезан густой сетью многочисленных рек, речушек и ручьев.
-Давайте вместе их назовем и покажем на карте.
На Алтае преобладают реки длиной менее10 км., а наибольшими являются Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Ануй, Алей.
(Слайд 7)
Река Катунь вытекает из ледника Геблера (в Горном Алтае) на высоте около 2000 метров и довольно заметным потоком устремляется вниз по долине.
В зависимости от уклона и характера русла река то грохочет меж камней и валунов, то спокойно струится по пологим участкам. Катунь в своих верховьях имеет много притоков, среди которых выделяется Кокса, Урсул, Аргут, Сумульта.
(Слайд 8)
Река Ьия – вторая по водности река Алтая. Она берет начало из Телецкого озера. Верхняя часть реки порожиста, много водоворотов и перекатов.
С давних пор, Бия используется для сплава на плотах и лодках, в низовьях она судоходна. На всем протяжении от Телецкого озера до слияния с Катунью на Бие множество прекрасных мест для отдыха и рыбалки.
(Слайд 9)
В бассейнах рек Алтайского края множество озер. Самое известное –Кулундинское.
Кулундинское озеро – самое большое среди всех озер Алтая (728 км. кв.) Его глубина не превышает 3 метров.
-Скажите, а какое озеро нашего района известно не только у нас, но и за пределами нашего края. (Озеро Уткуль)
(Слайд 10)
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Мы вернемся быстро в класс,
Там дослушаем рассказ.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем- место отдыха людей)
5. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? ( Отдыхали, значит, водоем-место отдыха.)
-А еще, что вы знаете о значении водоемов?
-Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.
Работа по учебнику.
-А вы знаете , как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр.155-156.
-Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
6. Закрепление изученного.
1) Работа в парах.
-Сейчас работая в парах, вы составите памятку “Правила поведения у водоема”.
( После прослушивания ответов составляется общая памятка.)
(Cлайд11)
ПАМЯТКА
1.НЕ БРОСАЙ МУСОР В ВОДУ.
2.НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР НА БЕРЕГУ.
3.НЕ МОЙ ТРАНСПОРТ В ВОДОЕМЕ.
2) Задание “Подумай!” стр. 156.
-Какое значение в природе имеют водоемы?
(Cлайд12)
3) Тест “ Водоемы нашего края”
1. Хранилищами воды называют…
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.
2. К естественным водоемам относятся…
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, море, река.
3. Водоемы – это…
а) хранилища воды, место обитания животных и
растений, место отдыха людей, транспортные
магистрали, источник питьевой и хозяйственной
воды;
б) место обитания животных и растений;
в)украшение земли.
4. Укажи реки нашего края.
а) Бия, Катунь, Обь;
б) Лена, Енисей, Волга;
в) Уткуль, Обь, Катунь.
7. Домашнее задание.
1) Ответы на вопросы “Проверь себя”.
2) Выполнить задания 2, 3.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
(Слайд13)
-Что нового узнали?
-Где пригодятся эти знания?
-Кто из ребят больше всех нам помог?
-Кому помог ты?
-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
Литература.
- Алтайский край. Сост. Г. М. Егоров. – М.: Профиздат, 1987. (Туристские районы СССР).
- Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Просвещение, 1993.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “ Окружающий мир”. 4 класс.- М.: “ВАКО”, 2006,- (В помощь школьному учителю).