Цель урока: познакомить учащихся с правовыми основами военной службы и статусом военнослужащего; объяснить порядок призыва и необходимость военной службы.
Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, смарт-доска, листы формата А3, фломастеры, доска, мел.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Построение учащихся.
- Рапорт дежурного.
2. Актуализация темы.
- Просмотр и обсуждение отрывка из телесериала “Солдаты”.
- Учитель сообщает учащимся тему урока (слайд №1).
- Учитель (заранее начертив таблицу на доске) беседует с учащимися.
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
- В ходе беседы учитель записывает на доске фразы учащихся по теме урока. Сначала учащиеся сообщают учителю, что они знаю по теме, затем, что они хотят узнать. Третью колонку (узнал) оставляют незаполненной.
3. Изучение новой темы происходит в виде презентации с комментариями учителя. (Приложение)
Статус военнослужащего.
Правовое положение военнослужащего (его статус) определено законами “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными актами.
Статус военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных законодательством.
Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность установлены с учетом их максимально возможной реализации в условиях Вооруженных Сил и других военных организаций и имеют некоторые ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.
При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников). Они вправе участвовать в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и только во внеслужебное время. Но участвовать в забастовках они не имеют права.
Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами государства и общества. В частности, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. В свободное от службы время они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
С учетом интересов военной службы осуществляются и другие общегражданские права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право на отдых, право на жилище и т. д.). Однако при реализации этих прав и свобод военнослужащими возможность их некоторого ограничения допустима только в том случае, если эти ограничения и их объемы конкретно указаны в законе.
Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию этих прав они осуществляют путем получения от государства денежного довольствия, продовольственного, вещевого обеспечения и предоставления жилых помещений.
Правовые основы воинской службы.
Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.
Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.
Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:
- указ “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”; • закон “О безопасности”; • закон “Об обороне”; • закон “О воинской обязанности и военной службе”; • закон “О статусе военнослужащих”; • закон “О государственной границе Российской Федерации”; • закон “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей”; • военная доктрина;
- общевоинские уставы и др.
Призыв граждан на военную службу.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от военной службы. Призыв граждан на военную службу осуществляют на основании указов Президента Российской Федерации и проводят два раза в год (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря) на срок 24 или 12 месяцев.
Для проведения призыва создают призывную комиссию. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит медицинское освидетельствование. По его результатам, а также с учетом других данных призывная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о призыве на военную службу; • о направлении на альтернативную службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; • об освобождении от воинской обязанности.
Признанные на медицинском освидетельствовании годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями подлежат призыву на военную службу. Как правило, граждан, имеющих категорию годности к военной службе с незначительными ограничениями, не направляют в военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части.
Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляют отсрочку от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев.
Признанные ограниченно годными зачисляются в запас, и один раз в три года они подлежат освидетельствованию до достижения 2 7-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе снимаются с воинского учета.
Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считают день убытия из военного комиссариата к месту службы. При зачислении в списки части им присваивают воинское звание рядовой или матрос (кроме имеющих офицерское звание). Перемещение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производят в зависимости от наличия свободных должностей и соответствия кандидатов этим должностям. Звание ефрейтор и старший матрос присваивают рядовым или матросам, образцово выполняющим свои обязанности, имеющим хорошие и отличные результаты в учебе и примерную воинскую дисциплину, а также при назначении на должности, для которых предусмотрены эти воинские звания.
Первые сержантские и старшинские звания присваивают успешно окончившим учебные части или сдавшим испытания по установленным программам.
Последующие сержантские и старшинские звания присваивают в соответствии с занимаемой должностью и в порядке поощрения.
Окончанием военной службы считают день, в который истекает срок военной службы.
4. Закрепление темы урока.
- Учитель делит класс на 3 группы.
- Каждая группа получает задание по созданию кластера. Например : группа №1 – “Статус военнослужащего”, группа №2 – “Правовые основы воинской службы”, группа №3 – “Призыв граждан на военную службу”.
- Учитель раздает каждой группе по одному листу и фломастеры, предлагая сделать кластер по теме. Начало этой работы может выглядеть так :
- Учащиеся работают в группах, обсуждают, анализируют тему, заполняют кластер.
- Сообщение учащихся по теме с комментариями кластера. Выступают по очереди представители от каждой группы.
5. Подведение итогов урока.
Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы узнали в ходе урока? Учащиеся высказывают свое мнение, учитель записывает в третью колонку (узнал) фразы учащихся. Учитель и учащиеся анализируют таблицу; определяют, что они хотели узнать и что узнали (достигли ли цели урока?). Если в ходе объяснения материала учащиеся не получили необходимой информации по таблице (хочу узнать), учитель сообщает необходимые дополнительные сведения.