Цели урока: создать условия для:
- раскрытия детьми способа сложения двух однозначных цифр с переходом через десяток.
- расширения представлений о разных способах сложения чисел;
- совершенствования умений решать задачи на нахождение неизвестных, уменьшаемого и вычитаемого;
- развития вычислительных навыков
Оборудование: наборные полотна с десятью ячейками, набор кружочков двух цветов и для каждой группы пример на сложение
Тип урока: урок новых знаний
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент.
Психологический настрой.
Учитель: Предлагаю вам весёлые задачи и шутки. Как вы думаете, зачем?
Дети: Чтоб у нас стало хорошее настроение, чтобы было интересно работать.
Учитель: Если вы готовы слушать, я предлагаю вам задачу.
Раз, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех начну считать опять.
- у кого возникло желание повторить;
- кто уже знает, сколько членов семьи было?
Учитель: Слушайте вторую задачу.
Просят Колю сосчитать
Сколько будет пять и пять.
Коля фыркнул: “Пустяки”!
Это будет две руки!
- поднялось ли у вас настроение;
- стало ли вам интересно;
- подарите друг другу радость и улыбнитесь.
II. Организация мотивации, постановка учебной задачи
.(На доске: карточки в виде наборного полотна с 10-ю ячейками и опора в виде выражения: 9 + 4)
Учитель: Как вы думаете, зачем я предлагаю вам это задание?
Дети: Мы думаем, Вы предлагаете это задание, чтобы мы сложили эти числа. Учитель: Что вы уже знаете о сложении таких чисел?
Дети: Знаем таблицу сложения, что можно сложить присчитыванием. Можно сложить с помощью счётного материала.
Учитель: Всегда ли это удобно?
Дети: Нет. Не всегда. Если большие числа, то неудобно. Учитель: А эти числа большие?
Дети: Да, так как в результате получается больше 10.
Учитель: Какой вопрос в связи с этим можно задать?
Дети: как по-другому сложить эти числа. Учитель: Что мы будем делать?
Дети: Искать способ, как легче сложить числа, когда в ответе больше 10.
Учитель: Можно я помогу сформулировать нашу задачу? Мы будем учиться складывать однозначные числа с переходом через десяток.
III. Планирование достижения цели.
Учитель: С помощью чего мы будем учиться этому? Давайте построим лесенку достижений нашей цели.
Учитель: какой критерий возьмём за оценку?
Дети: Правильность решения и затраченное время.
IV. Поиск способа решения учебной задачи.
Учитель: Как лучше организовать эту работу?
Дети: Лучше в группе.
Учитель: Почему?
Дети: Вместе работать легче, чем самостоятельно. Могут быть разные варианты. Их интересно узнать.
Учитель: Объединитесь в группы. Алгоритм групповой работы нужно повторить?
Дети: Да.
Учитель: С чего начнём?
Дети: Выберем организатора.
Учитель: Зачем. Что должен делать организатор?
Дети: Установить последовательность высказывания мнений, чтобы не все сразу говорили, чтобы все мнения можно было выслушать.
Учитель: Что потом?
Дети: Уточним задание, чтобы все поняли.
Учитель: С чего начнёт работу группа?
Дети: Сначала будет думать каждый сам. Потом будем высказывать по очереди своё мнение.
Учитель: Зачем?
Дети: Чтобы подготовить отвечающего. Чтобы он знал мнение группы, что отвечать.
V. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.
Учитель: Мне хочется помочь вам. Вы разрешите? Предлагаю ответить на мой вопрос:
“Сколько всего прибавили к первому слагаемому”?
(На доске запись: 7+3+4= 6+4+4= 9+1 +5=)
Дети: 7, 8 и 6.
Учитель: Мне будет приятно, если это вам поможет. Теперь вы получите задания, над которыми будете работать. Кто уточнит задания.
(Дети получают наборные полотна с десятью ячейками, набор кружочков двух цветов и для каждой группы пример на сложение)
(На доске надпись: 9 +4 8 +6 7 +5)
Учитель: Начинайте работать. Желаю успеха.
(Учитель прислушивается к обсуждениям детей, ненавязчиво направляет их в случае необходимости)
Учитель: Кто уже готов представить мнение своей группы?
(Отвечающий каждой группы подводит итог работы)
Учитель: какой же способ мы с вами открыли?
Дети: Мы второе слагаемое будем делить на части и прибавлять по частям. Учитель: Почему этот способ лёгкий.
Дети: Потому что мы уже знаем состав числа 10.
Учитель: Попробуйте составить алгоритм этого сложения. Кому необходимо посоветуйтесь.
Дети: Если к 8 надо прибавить 4, то мы прибавляем 4 по частям: сначала прибавляем 2, чтобы получилось 10, потом оставшуюся часть - 2, так как 4 — это 2 и 2. Затем выполняем вычисления. К 8 прибавить 2 получается 10, к 10 прибавляем 2, получается 12.
Значит, если к 8 прибавить 4 получится 12.
VI. Контроль за процессом и результатом освоения способа.
Учитель: Как убедиться: правильны ли наши предположения?
Дети: Обратимся к учебнику, с. 26.
Учитель: Что вы увидели?
Дети: Мы увидели, что мы рассуждали правильно.
Учитель: Мне приятно было участвовать в этом открытии. Чтобы убедиться насколько этот способ лёгкий выполните задание с. 26.
VII. Работа над изученным материалом.
Учитель: А сейчас самостоятельно каждый решает задачу №З под скобочкой 1, с. 26 дети читают и дополняют текст задачи).
Что известно в задаче?
Дети: Известно, когда Юра сорвал б слив, у него осталось 10.
Учитель: Что надо узнать? Подумайте и посоветуйтесь в парах. С чего начнём?
Дети: С краткой записи
(Дети заносят данные условия задачи в краткую запись и решают. Проверка по опоре).
Учитель: А сейчас самостоятельно решаем задачу №З под скобочкой 2.
Кому нужна помощь?
Кто справился с заданием, выполняет задание №5. Что нужно сделать?
Дети: Измерить длину ломаной линии.
Учитель: С чего нужно начать работу?
Дети: С измерения каждого звена.
Учитель: Что для этого надо уметь?
Дети: Правильно пользовать линейкой, сокращенно записывать наименования единиц измерения.
Учитель: Попробуйте сделать эту работу в парах. Запишите и проконтролируйте друг друга.
(Проверка-опора: 4см + Зсм + З см +4см = I4см)
VIII. Оценивание продвижения к цели.
Учитель: Что нового мы ухнали?
Дети: Узнали, что есть лёгкий способ сложения однозначных числе с переходом через десяток.
Учитель: Чему учились на уроке?
Дети: Складывать однозначные числа с переходом через десяток. Учитель: Как учились работать?
Дети: в группах, в парах, самостоятельно.
Учитель: Что у вас уже получается в работе в группе? дети: Все участвуют в обсуждении.
Учитель: Чему ещё надо учиться?
Дети: Учиться слушать друг друга.
Учитель: Спасибо за работу. Предлагаю домашнее задание на выбор: №4(с. 26) и занимательные рамки. Кому интересно: “научить” своих родителей лёгкому способу сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Урок окончен. Спасибо за работу.