Обоснование необходимости проекта
Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Меняется мир, меняются взгляды, суждения и социальные ценности общества. Поэтому воспитание детей и подростков, их нравственное становление и самоопределение реализуется в сложных экономических и политических условиях. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нашими педагогами проблему детального изучения интересов и потребностей ребенка, нахождение способов реализации этих потребностей. Было проведено анкетирование среди детей на предмет их интересов в современных условиях, которое выявило следующие результаты: выявили, что одной из важных потребностей подростка является его социальная адаптация в существующей обстановке.
Главная задача нашего проекта - укрепление и расширение связей с семьями воспитанников, социумом, общественными организациями. Помощь в становлении высоконравственной, образованной, творческой личности, способной к выбору ценностей и поступков в современном мире, т.е. формирование “личности, способной строить жизнь достойную человека”. (Н.Е.Щуркова).
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- Создание условий для становления ребенка как субъекта своей деятельности.
- Создание условий для выявления и развития у учащихся лидерских качеств.
- Совершенствование работы по социализации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни, обучение социальным навыкам.
- Формирование навыков предпринимательской деятельности учащихся старших классов.
- Реализация возможности доступа педагогических работников, учащихся и их родителей (либо лиц, их заменяющих), жителей села к информационным образовательным ресурсам сети Интернет, к мультимедийным средствам обучения, к электронным версиям периодических образовательных изданий, к почтовым серверам для работы с электронной почтой и организацией подписки на электронные периодические издания.
- Разработка и реализация проектов web-сайтов в студии Web-дизайна Центра, подготовка к семинарам и консультациям с использованием информационных технологий.
- Организация на постоянной основе на базе Центра компьютерных курсов.
- Дистанционное обучение, дистанционное тестирование на присвоение и подтверждение квалификации.
- Воспитательная работа с учащимися.
- Создание и размещение единой информационной базы данных.
Задачи проекта:
- Создание материальной базы центра, достаточной и необходимой для предоставления услуг населению.
- Приобщение учащихся школы, учителей и общественности сельских поселений к участию в развитии сферы услуг в поселке.
- Пропаганда деятельности школы в области реализации проектной деятельности.
- Вооружение учащихся навыками работы в сфере мультимедиа услуг.
- Обеспечение занятости учащихся.
Описание проекта: стратегии и механизм достижения поставленных целей.
Наша школа органически связана с жизнью своего села, с социумом. Педагоги пришли к пониманию того, что система образования и воспитания должна быть социально ориентирована. Важно воспитать у детей трудолюбие, ответственность, коллективизм, уважение к труду: собственному и других людей. Важно показать детям, что их труд социально значим, что занятия по интересам могут перерасти в их основную деятельность.
Результат этого - создание информационно-ресурсного центра “Окно в мир”.
Организационная структура Центра:
- Студия компьютерной графики и дизайна,
- Студия Web-дизайна,
- Интернет-клуб,
- Медиацентр,
- Служба технической поддержки,
- Центр обучения и тестирования.
1. Первичная материальная и методическая база позволяет организовать работу в данном направлении. В настоящее время в школе работают кружки по направлениям: “Компьютерная графика и Web-дизайн”, “Мультимедийные технологии”.
Мы предлагаем открыть мультимедиа центр, в котором населению силами воспитанников вышеперечисленных объединений будут предоставляться услуги фотосъемки и фотопечати; видеосъемки и видеомонтажа; копирование, сканирование, работа в сети Интернет.
В студии компьютерной графики и дизайна, Web-дизайна, основанные на базе уже действующих кружков, будет вестись отбор наиболее талантливых воспитанников, которые и будут заниматься основной деятельностью Центра под руководством руководителя Центра.
С имеющейся материально-технической базой Центр может продолжить свою работу, привлекая к финансированию Центра средства, полученные от клиентов Центра в качестве платы за оказанные услуги.
2. Подключение к сети Интернет и создание локальной сети позволит создать класс, на базе которого будут реализована задача доступа к ресурсам Интернет воспитанников, педагогического коллектива, населения.
Детям это позволит усовершенствовать свои навыки работы в глобальной сети, расширить, углубить школьные знания, применять их в практической деятельности.
Члены пед. коллектива получат возможность пользоваться методическими ресурсами, взятыми из сети; через Интернет будет налажена связь с другими школами посредством обмена информации на сайтах и эл. почтой.
Населению будут оказываться услуги по использованию Интернет в образовательных, социальных, коммерческих целях. Руководить этим направлением будет учитель информатики с привлечением к работе одаренных детей.
3. Еще одно направление работы Центра - организация на постоянной основе на базе Центра компьютерных курсов. Ведет курсы учитель информатики.
Можно выделить следующие этапы реализации данного проекта:
I этап. Создание материальной базы информационно-ресурсного центра.
II этап. Подготовка методического обеспечения информационно-ресурсного центра.
III этап. Выявление ценностных ориентаций у
педагогов, детей и родителей.
Исчерпывающее представление об эффективности
деятельности Центра. Расширение связей и
координирование деятельности Центра с социумом .
IV этап. Открытие информационно-ресурсного центра.
V этап. Организация работы центра.
VI этап. Подведение итогов и оценка эффективности проекта.
Рабочий план реализации проекта
Названия мероприятия | Ответственные |
Создание материальной базы информационно-ресурсного центра. Подготовка методического обеспечения. | Руководитель проекта. |
Поставка оборудования. | Руководитель проекта |
Обучение воспитанников на базе компьютерного класса навыкам работы проектной деятельности, медиа-грамотности, коммуникаций. | Руководитель кружка “Компьютерная графика и Web-дизайн”, группа учащихся. |
Выявление ценностных ориентаций у
педагогов, детей и родителей. Исчерпывающее представление об эффективности деятельности Центра. Расширение связей и координирование деятельности школы с социумом района. |
Руководитель проекта, группа учащихся. |
Организация и проведение курсов (оказание платных услуг населению). | Руководитель проекта, учитель информатики. |
Открытие медиацентра. Организация его работы, оказание услуг населению в рамках медиацентра. | Руководитель медиацентра, группа учащихся, родители. |
Организация работы по привлечению населения к доступу к ресурсам Интернет, оказание услуг населению (эл. почта, поиск и обработка информации, консультации). | Учитель информатики, группа учащихся. |
Открытие Центра обучения и тестирования. | Руководитель центра, методист ДДТ, учитель информатики. |
Публикация разработанных материалов и программ. | Руководитель проекта, методист ДДТ. |
Подведение итогов и оценка эффективности проекта. | Экспертная группа, руководитель проекта, организационная структура центра. |
Конкретные ожидаемые результаты
- Повышение уровня заинтересованности детей села образовательной деятельностью центра, увеличение направлений, в которых может реализоваться творчески одаренная личность.
- Снижение уровня правонарушений среди детей и подростков.
- Гармонизация межличностных отношений проблемных детей в семье, школе, социуме.
- В результате реализации проекта будет создана основа для организации предприятий сферы услуг с привлечением к этому виду предпринимательства учащихся, позволяющая им самоопределиться и реализовать себя в современном мире.
- Будет происходить формирование потребности и способности к непрерывному пользованию услугами мультимедиа центра на основе полученных в центре высокотехнологичных услуг.
- Посетители Центра научатся пользоваться услугами Центра для улучшения качества жизни.
- Укрепление материальной базы образовательного учреждения.
Механизм оценки результатов
Результативность проекта будет определена по следующим показателям:
1. Улучшение социализации детей села, повышение мотивации к учебе и социальной деятельности, улучшение поведения и успеваемости, снижение уровня тревожности и т.д.
2. Повышение уровня социальных навыков учащихся.
3.Разработанные творческими группами учащихся под руководством учителей дидактические материалы, готовые к использованию в учебно-воспитательной работе школы.
4. Эффективно функционирующий клуб-студия. Отработанные механизмы вовлечения учащихся в учебно-воспитательный процесс на основе предложенной деятельности.
5. Созданные при участии педагогов и учащихся школы методические разработки и модули учебной программы по обучению социальным навыкам.
Оценка достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта и по его окончании проводится созданной экспертной группой из числа специалистов соответствующего профиля относительно структуры проекта.
Дальнейшее финансирование и перспективы
Концепция проекта, такова, что с имеющейся материально-технической базой Центр может продолжить свою работу, привлекая к финансированию центра средств, полученных от клиентов центра в качестве платы за оказанные услуги. Сумма этих средств будет зависеть от качества предоставляемых услуг.
В результате реализации проекта будут созданы условия для развития сферы услуг. Проект внесёт свой вклад в социальное и культурное развитие района, области.
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Данный проект только пробный камень в деле организации предприятий сферы услуг с привлечением потенциала старших школьников. Дети, занятые в подобной работе, не имеют времени на бесцельное времяпрепровождение – причину подростковой преступности, алкоголизма и наркомании. Значит, снизится уровень детской преступности. Повысится мотивация учебной деятельности. Появится желание реализоваться как личность, как гражданин России. В результате деятельности подобных мероприятий дети научатся зарабатывать деньги, обустраивать свою жизнь в соответствии с современными реалиями, соразмерять свои потребности и возможности. Материальная база образовательного учреждения укрепляется, что влияет на повышение качества воспитания и обучения.