Программирование – это раздел информатики, задачей которого является разработка программного обеспечения для ЭВМ. В узком смысле слово “программирование” обозначает процесс разработки программы на определенном языке программирования. Разработку средств системного программного обеспечения принято называть системным программированием; разработку прикладных программ называют прикладным программированием. По этому принципу программистов делят на системных и прикладных программистов, в зависимости от типа создаваемых ими программ.
В период существования ЭВМ 1-2-3 поколений для использования компьютера в любой области специалист должен был уметь программировать. В 1985 году, когда в школе вводился курс информатики, авторами первого школьного учебника был провозглашен лозунг “Программирование – вторая грамотность”. Средства прикладного программного обеспечения стали появляться на ЭВМ 3-го поколения. Их называли пакетами прикладных программ. Но лишь на ЭВМ 4-го поколения, на персональных компьютерах, прикладное программное обеспечение стало массовым и общедоступным. Теперь уже необязательно уметь программировать, знать языки программирования для того, чтобы воспользоваться компьютером. В наше время к программированию (прикладному) специалисты обращаются лишь в том случае, если отсутствует подходящее средство прикладного программного обеспечения для решения нужной задачи. Со временем такая ситуация становится все более редкой.
Возникает вопрос: для чего же тогда нужно изучать программирование? Есть два ответа на этот вопрос. Во-первых, принцип программного управления работой компьютера является одним из фундаментальных принципов информатики. А во-вторых, с точки зрения профориентационной функции предмета программирование является профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной и престижной. Профессия программиста – одна из самых дефицитных в мире. Программированию учатся всю жизнь. Подготовка программиста начинается с изучения основных понятий и овладения простейшими приемами. В третьих, язык программирования TURBO PASCAL в настоящее время широко используется в технических ВУЗах для изучения основ программирования. В школьном курсе информатики на программирование выделяется недостаточное количество часов.
Элективный курс по информатике “Программирование на языке TURBO PASCAL” ориентирован на учащихся 9-х классов. Данный курс поможет получить более глубокие знания в области программирования по определенным темам.
Основная цель курса:
- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
- ознакомление учащихся со средой TURBO PASCAL и основами программирования;
- подготовка учащихся к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач в старшем звене, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать навыки программирования линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов;
- развивать логическое мышление учащихся.
Данная программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.
Дополнительные требования: программное обеспечение TURBO PASCAL.
По окончании курса учащиеся должны
знать:
- правила представления данных на языке программирования TURBO PASCAL;
- правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;
- правила записи программы;
- содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;
уметь:
- составлять программы решения вычислительных задач;
- программировать простой диалог;
- работать в среде программирования;
- осуществлять отладку и тестирование программы TURBO PASCAL.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Программист – профессия будущего. | 1 |
1 |
- |
2 |
Язык программирования TURBO PASCAL. | 33 |
15,5 |
17,5 |
2.1 |
Работа в среде TURBO PASCAL. | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Алфавит TURBO PASCAL. Структура программы. | |||
2.3 |
Типы данных языка TURBO PASCAL. | 2 |
1 |
1 |
2.4 |
Переменные и константы в TURBO. PASCAL’е. Арифметические выражения и оператор присваивания. | 4 |
2 |
2 |
2.5 |
Организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов. | 6 |
3 |
3 |
2.6 |
Программирование ветвящихся алгоритмов. | 8 |
4 |
4 |
2.7 |
Программирование циклических алгоритмов. | 10 |
5 |
5 |
Практическая работа. | 2 |
2 |
||
Итого: | 34 |
16,5 |
17,5 |
Содержание
1. Программист – профессия будущего.
Профессия программиста. Программирование. Языки программирования и история их развития.
2. Язык программирования TURBO PASCAL.
2.1. Работа в среде TURBO PASCAL. Вход в среду. Выход из среды. Открытие нового окна. Открытие уже существующего файла (программы).
2.2. Алфавит TURBO PASCAL. Структура программы.
2.3. Типы данных языка TURBO PASCAL.
2.4. Переменные и константы в TURBO PASCAL. Арифметические выражения и оператор присваивания.
2.5. Программирование линейных алгоритмов. Теоретическая часть: понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм. Практические занятия: составление программ.
2.6. Программирование ветвящихся алгоритмов.
Теоретическая часть: определение ветвящегося алгоритма, условный оператор, полная и неполная форма условного оператора, оператор выбора. Практические занятия: составление программ.
Программирование циклических алгоритмов.
Теоретическая часть: определение циклического алгоритма, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.
Практические занятия: составление программ.
Методы обучения
Используются следующие методы обучения:
№ п./ п. |
Основные группы методов обучения |
Основные подгруппы методов обучения |
Примеры |
1. |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций |
1.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредст- вом чувств): Словесные методы |
Лекция, рассказ, беседа Иллюстрации, демонстрации Сочетание словесных и наглядных методов Упражнения, выполнение практических заданий |
1.2. Логические мето- ды: Индуктивный
метод |
|
||
1.3. Диагностические методы (организация и осуществление мысли-тельных операций): Проблемно-поисковый метод Репродуктивный метод |
Проблемное изложение, исследовательский метод, эвристический метод Инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическую тренировку |
||
1.4. Методы самоуп -равления учебными действиями |
Самостоятельная работа с книгой, обучающими программами, объектами труда и так далее |
||
3. |
2.1. Методы контроля |
Лабораторный контроль, машинный контроль, самоконтроль |
Мониторинг
В конце каждого занятия учащиеся составляют мини – программы. В завершении элективного курса ребятам предлагается выполнить итоговое задание. Например, составить тестовую программу.
Ожидаемые результаты
- Раскрытие значения программирования и сути профессии программиста.
- Ознакомление учащихся со средой и основами программирования на языке TURBO PASCAL
- Учащиеся должны уметь применять полученные знания при решении учебных задач в старших классах, а затем – в профессиональной деятельности.
Литература
- Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. – 384с.: ил.
- Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2003.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Н. Культин. TURBO PASCAL в примерах и задачах.- БХВ-Петербург, 2003
- Лебедева Э.В. Методическая поддержка курса “Программирование на языке TURBO PASCAL.
- Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая TURBO PASCAL для студентов и школьников.- БХВ-Петербург, 2003
- В.И. Тишин. Основы программирования. 2002 г.