Культура любого общества многослойна, и русская культура существовала не только как единое целое. Каждое сословие имело свои права и обязанности, свои особенности поведения, свой язык, свой кодекс нравственных правил. В поведенческих стереотипах присутствует социальный опыт. Во время общения человек реализует свою этическую и социальную принадлежность. В настоящее время, когда идет активный процесс расслоения общества, важно насытить его историческим и эстетическим содержанием.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе российской истории существует необходимость обращения к опыту исторических эпох, прославивших российское государство и создавших своеобразные церемониалы, этикет и ритуалы, регулирующие отношения между участниками общества, обеспечивающих устойчивость основных параметров жизни и обеспечивающих равновесие между обществом и природным окружением. Чем больше потрясений происходит в жизни государства, тем резче меняются формы и бытовые условия жизни, и тем дальше современное поколение отодвигается от прошедшей эпохи. “Современное общество легко и развязно отрекается от недавних еще законов жизни, с презрением и насмешкой машет рукой на прежний бытовой уклад и умышленно разрывает связь со своим прошлым”. Эти слова Е.Н. Опочинина, публикованные на страницах печати в 1909 году, удивительным образом созвучны нынешнему времени. Между тем, чтобы “осмотрительнее и вернее идти вперед, хорошо иногда припоминать, откуда идешь”.
ЦЕЛИ
Знакомство учащихся с истоками зарождения бальной культуры в России. Проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей первой четверти XVIII века.
ЗАДАЧИ
- Познакомить учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I, с процессом внедрения в русскую культуру европейских традиций, касающихся общественной жизни, моды, культуры.
- Рассказать о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству.
- Познакомить учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I. (костюм, макияж, украшения)
- Познакомить учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях
- Освоить некоторые танцы Петровских ассамблей.
- Самостоятельно подготовить себя к ассамблее: наложить макияж, сделать прическу, подготовить костюм, изучить свод правил поведения.
Теоретический раздел
- Бал. Что это такое? Зарождение балов в России.
- Историческая справка: Россия на рубеже XVIII века. Политические, экономические особенности.
- Культура и быт русского народа на рубеже XVIII века.
- Традиционный русский костюм до XVIII века.
- Петр I. Личность, роль в истории.
- Культурные сдвиги и преобразования первой четверти XVIII века.
- Ассамблеи Петра I: зарождение, порядок проведения, обучение танцу. Значение ассамблей в культурной жизни общества.
- Танцы Петровских ассамблей: появление в России, особенности.
- Мужской костюм, прически первой половины XVIII века в России.
- Женский костюм, прически первой половины XVIII века в России.
- Аксессуары и украшения.
- Просмотр кинофильма “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”
Практическая часть
Раздел 1. Разминка: экзерсис у станка, на середине зала
- шесть позиций ног в классическом танце;
- demi-plie из 1, 2, 5 позиций;
- grand-plie из 1, 2, 5 позиций;
- battement tendu из 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- battement tendu с demi-plie из 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- battement tendu jete 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- rond de jambe par terre en dehours и en dedans из 1 позиции;
- изучение основных позиций рук (подготовительная, 1, 2, 3);
- port de bras №1, №2, №3;
- releve на полупальцы по 1, 5, 6 позиций;
- простые прыжки по 1, 2 и 5 позициям.
Раздел 2. Особенности танцев Петровских ассамблей
Особенности положения корпуса, основные шаги и движения старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; особенности положения корпуса в танцах XVIII; позиции рук; манера поведения во время танца; рассказ о названии и демонстрация основных шагов и движений старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; разбор технических особенностей исполнения всех шагов, основных движения и связок, использующихся в этих танцах:
- положения корпуса в танцах XVIII;
- простой шаг танца;
- основной шаг англезов;
- основной шаг менуэта;
- основной шаг паваны;
- основной шаг алеманды.
Раздел 3. Танцы Петровских ассамблей
Про каждый изучаемый танец ученики получают следующие сведения: к какому веку, стране и автору он относится, историю происхождения танца; кроме того, необходимо узнавать музыку для данного танца и уметь рассказать его схему и ход; знать характер взаимоотношений партнеров в танце, особенности стиля исполнения, рассказ о количестве исполнителей и правиле расстановки танцующих, об ориентации пар относительно зала и друг друга; о правилах поведения во время исполнения танца; объяснение размера, ритма, темпа и акцентов в каждом конкретном танце.
- Простой менуэт.
- Англез.
- Обсуждение основных фигур экосэза, тампета, гросфатэра.
- Простая алеманда.
- Простая павана.
Раздел 4. Подготовка к проведению танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей
- Проведение мастер-класса по прическе и макияжу первой четверти XVIII века.
- Подготовка костюма и аксессуаров, придерживаясь моды первой четверти XVIII века в России (самостоятельный пошив костюма).
- Оформление бального зала.
- Подготовка сценария праздника.
- Приготовление и оформление фуршета и праздничного ужина.