Цели:
- Научить дифференцировать предлоги в – на в устной и письменной речи в ходе работы по составлению словосочетаний и предложений с наглядной опорой.
- Формировать навык адекватного употребления предлогов в – на в экспрессивной речи.
- Развивать навык анализа структуры предложения посредством использования графических схем.
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся посредством введения в ход занятия сведений об особенностях природы, климата, животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Воспитывать бережное отношение к природе через формирование навыков адекватного поведения в тундре, в тайге.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, предложения для грамматического задания, карточки с вопросами, графические схемы, тетради, ручки.
Ход занятия
I. Оргмомент.
а) психологический настрой:
- Наши глаза … (внимательно смотрят)
- Наши уши …(внимательно слушают)
- Наши ноги нам не мешают.
- Наши руки нам не мешают, а помогают.
б) Назвать день недели, число, месяц, время года
II. Основная часть.
1. Выделение предлога в из речи и уточнение его значения. Логопед показывает картинки:
- Белка в дупле
- Оленевод в чуме.
- Грибы в корзине.
- Бурый медведь в берлоге.
Какое слово я повторяю при показе картинок? | Слово в. Дети повторяют: “Слово в обозначает внутри” |
- Что обозначает слово в? | |
Оно обозначает, что один предмет находится внутри | |
другого предмета: белка внутри дупла, оленевод внутри чума, грибы внутри корзины, бурый медведь внутри берлоги. |
- А теперь я буду называть картинки и в предложениях буду употреблять слово “внутри”, а вы вместо этого
слова будете говорить в. | Дети отвечают: |
Оленевод внутри чума | Оленевод в чуме. |
Грибы внутри корзины. | Грибы в корзине. |
Белка внутри дупла. | Белка в дупле. |
Бурый медведь внутри берлоги. | Бурый медведь в берлоге. |
На доске делается запись | На доске делается |
в – внутри | графическая запись |
Нарисуйте точку в квадрате | предлога в |
2. Выделение предлога на из речи, уточнение его значения. Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: бурундук на ветке, белый медведь на льдине, песец на берегу, куропатка на пне. Называются картинки и интонационно выделяется предлог на.
- Какое слово я повторяла при названии Дети отвечают: “Слово на” картинок?
- Что обозначает слово на?
Оно обозначает, что один предмет находится | Слово на значит сверху |
Сверху другого предмета: бурундук сверху ветки,
Белый медведь сверху льдины, песец сверху берега,
Куропатка сверху пня.
- А теперь я буду составлять по картинке предложения | Дети заменяют: |
и употреблять слово сверху, а вы будете заменять словом на.Бурундук на ветке. | |
Бурундук сверху ветки. Белый медведь сверху льдины. | Белый медведь на льдине. |
Песец сверху берега. Куропатка сверху пня. | Куропатка на пне. |
На доске делается графическая запись предлога на.
3. Выполнение действий с предметами: положи карандаш на книгу, тетрадь на книгу ручку на тетрадь, карандаш на тетрадь, тетрадь в книгу и т.д.
Дети выполняют действия.
4. Разложить картинки под графическими схемами предлогов.
Белка в дупле | Бурундук на ветке. |
Оленевод в чуме. | Белый медведь на льдине |
Грибы в корзине. | Песец на берегу. |
Бурый медведь в берлоге | Куропатка на пне. |
5. Беседа об особенностях природы, животного мира Ямало-ненецкого автономного округа.
- Все картинки, которые вы видели с изображением животных и птиц, живущих на Ямале. Мы с вами тоже живём на Ямале. Столица нашего округ г. Салехард..
Как называется город, в котором мы
живём? Какой здесь климат? На территории нашего округа hасполагается и тундра и тайга. В тундре деревья |
Ответы: Город где мы живём называется Ноябрьск. У нас длинная зима и короткое лето |
Очень низкие, они не растут вверх, а стелятся по земле, т.к. сильные и холодные ветры их сломают. Есть такая загадка: “Где грибы выше деревьев?” (В тундре)
(Обращается внимание детей на сюжетную
картинку “Тундра”) В тайге теплее, поэтому деревья высокие, там и животных больше. Посмотрите, каких животных вы видите на картинке. - Отгадайте загадку: “Я не суслик, не хорёк. И тундре и в тайге нельзя шуметь, надо вестисебя очень тихо. Почему? |
Дети рассматривают сюжетную картинку
“Тундра” Рассматривается картинка “Тайга”. Бурундук на ветке Чтобы не испугать лесных обитателей. |
Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы возможно помешаем животным сообщить что-то важное друг другу. Шумом мы можем испугать животных. Что может произойти, если мы будем шуметь в лесу? Возможно, многие животные совсем убегут или улетят из того уголка, который был их домом. | Ответы детей: |
“Птицы побоятся подлетать к гнезду и птенцы останутся голодными” |
6. Физминутка с предлогом в:
Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли Наклонялись, собирали, По дороге растеряли. |
Шаги с высоким подниманием ног, равномерные приседания, наклоны вперёд, ритмичные разведения рук в стороны |
Физминутка с предлогом на
Ребята, положите ладони на голову, на затылок, на щёки, на пояс, на колени, на спинку стула, на пол. | Дети выполняют действия |
7. Дифференциация предложений с предлогами в и на в устной речи по схемам:
Дети поднимают соответствующую схему.
8. Снятие утомления с глаз
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап! | Дети сверху пальцем показывают |
Мы на небо посмотрели | траекторию её движения. Смотрят |
Капельки кап-кап запели | вверх. |
Намочились лица. | Вытирают лицо руками |
Туфли – посмотрите - | показывают руками на ноги и |
Мокрыми вдруг стали | смотрят вниз |
Плечами дружно поведём | Выполняются движения плечами |
И все капельки стряхнём | |
От дождя убежим | |
Под кусточком посидим. | Дети приседают |
III. Закрепление учебного материла.
- Мы научились различать предлоги в и на в устное речи, а сейчас запишем эти предложения в тетрадь:
Птица сидит на ветке. | Записывают предложения в тетрадь. |
Лиса живёт в норе. | |
Рыбы плавают в воде. | |
Медведь сидит на сосне. |
IV. Итог занятия.
1. Проверить усвоение учащимися навыка употребления предлогов в и на. Для этой цели проводится игра “На Севере” каждый ребёнок читает вопросы на карточке.
2. Оценка работы учащихся.
3.Психологический настрой на перемену