Логопедическое занятие по устранению аграмматической дисграфии во 2-м классе С(К)ОШ VIII вида на тему "НРК. Дифференциация предлогов -в-на- (со значением местонахождения)"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Научить дифференцировать предлоги в – на в устной и письменной речи в ходе работы по составлению словосочетаний и предложений с наглядной опорой.
  • Формировать навык адекватного употребления предлогов в – на в экспрессивной речи.
  • Развивать навык анализа структуры предложения посредством использования графических схем.
  • Расширять кругозор и словарный запас учащихся посредством введения в ход занятия сведений об особенностях природы, климата, животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • Воспитывать бережное отношение к природе через формирование навыков адекватного поведения в тундре, в тайге.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, предложения для грамматического задания, карточки с вопросами, графические схемы, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Оргмомент.

а) психологический настрой:

  • Наши глаза … (внимательно смотрят)
  • Наши уши …(внимательно слушают)
  • Наши ноги нам не мешают.
  • Наши руки нам не мешают, а помогают.

б) Назвать день недели, число, месяц, время года

II. Основная часть.

1. Выделение предлога в из речи и уточнение его значения. Логопед показывает картинки:

  • Белка в дупле
  • Оленевод в чуме.
  • Грибы в корзине.
  • Бурый медведь в берлоге.
Какое слово я повторяю при показе картинок? Слово в.

Дети повторяют: “Слово

в обозначает внутри”

- Что обозначает слово в?
Оно обозначает, что один предмет находится внутри
другого предмета: белка внутри дупла, оленевод внутри чума, грибы внутри корзины, бурый медведь внутри берлоги.

- А теперь я буду называть картинки и в предложениях буду употреблять слово “внутри”, а вы вместо этого

слова будете говорить в. Дети отвечают:
Оленевод внутри чума Оленевод в чуме.
Грибы внутри корзины. Грибы в корзине.
Белка внутри дупла. Белка в дупле.
Бурый медведь внутри берлоги. Бурый медведь в берлоге.
На доске делается запись На доске делается
в – внутри графическая запись
Нарисуйте точку в квадрате предлога в

2. Выделение предлога на из речи, уточнение его значения. Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: бурундук на ветке, белый медведь на льдине, песец на берегу, куропатка на пне. Называются картинки и интонационно выделяется предлог на.

- Какое слово я повторяла при названии Дети отвечают: “Слово на” картинок?

- Что обозначает слово на?

Оно обозначает, что один предмет находится Слово на значит сверху

Сверху другого предмета: бурундук сверху ветки,

Белый медведь сверху льдины, песец сверху берега,

Куропатка сверху пня.

- А теперь я буду составлять по картинке предложения Дети заменяют:
и употреблять слово сверху, а вы будете заменять словом на.Бурундук на ветке.
Бурундук сверху ветки. Белый медведь сверху льдины. Белый медведь на льдине.
Песец сверху берега. Куропатка сверху пня. Куропатка на пне.

На доске делается графическая запись предлога на.

3. Выполнение действий с предметами: положи карандаш на книгу, тетрадь на книгу ручку на тетрадь, карандаш на тетрадь, тетрадь в книгу и т.д.

Дети выполняют действия.

4. Разложить картинки под графическими схемами предлогов.

Белка в дупле Бурундук на ветке.
Оленевод в чуме. Белый медведь на льдине
Грибы в корзине. Песец на берегу.
Бурый медведь в берлоге Куропатка на пне.

5. Беседа об особенностях природы, животного мира Ямало-ненецкого автономного округа.

- Все картинки, которые вы видели с изображением животных и птиц, живущих на Ямале. Мы с вами тоже живём на Ямале. Столица нашего округ г. Салехард..

Как называется город, в котором мы живём?

Какой здесь климат? На территории нашего округа hасполагается и тундра и тайга. В тундре деревья

Ответы: Город где мы живём называется Ноябрьск. У нас длинная зима и короткое лето

Очень низкие, они не растут вверх, а стелятся по земле, т.к. сильные и холодные ветры их сломают. Есть такая загадка: “Где грибы выше деревьев?” (В тундре)

(Обращается внимание детей на сюжетную картинку “Тундра”)

В тайге теплее, поэтому деревья высокие, там и животных больше. Посмотрите, каких животных вы видите на картинке.

- Отгадайте загадку:

“Я не суслик, не хорёк.
Я совсем другой зверёк,
У меня на спинке белые тропинки.”

И тундре и в тайге нельзя шуметь, надо вестисебя очень тихо. Почему?

Дети рассматривают сюжетную картинку “Тундра”

Рассматривается картинка “Тайга”.

Бурундук на ветке

Чтобы не испугать лесных обитателей.

 

Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы возможно помешаем животным сообщить что-то важное друг другу. Шумом мы можем испугать животных. Что может произойти, если мы будем шуметь в лесу? Возможно, многие животные совсем убегут или улетят из того уголка, который был их домом. Ответы детей:
“Птицы побоятся подлетать к гнезду и птенцы останутся  голодными”

6. Физминутка с предлогом в:

Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Шаги с высоким подниманием ног, равномерные приседания, наклоны вперёд, ритмичные разведения рук в стороны

Физминутка с предлогом на

Ребята, положите ладони на голову, на затылок, на щёки, на пояс, на колени, на спинку стула, на пол. Дети выполняют действия

7. Дифференциация предложений с предлогами в и на в устной речи по схемам:

Дети поднимают соответствующую схему.

8. Снятие утомления с глаз

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап! Дети сверху пальцем показывают
Мы на небо посмотрели траекторию её движения. Смотрят
Капельки кап-кап запели вверх.
Намочились лица. Вытирают лицо руками
Туфли – посмотрите - показывают руками на ноги и
Мокрыми вдруг стали смотрят вниз
Плечами дружно поведём Выполняются движения плечами
И все капельки стряхнём
От дождя убежим
Под кусточком посидим. Дети приседают

III. Закрепление учебного материла.

- Мы научились различать предлоги в и на в устное речи, а сейчас запишем эти предложения в тетрадь:

Птица сидит на ветке. Записывают предложения в тетрадь.
Лиса живёт в норе.
Рыбы плавают в воде.
Медведь сидит на сосне.

IV. Итог занятия.

1. Проверить усвоение учащимися навыка употребления предлогов в и на. Для этой цели проводится игра “На Севере” каждый ребёнок читает вопросы на карточке.

2. Оценка работы учащихся.

3.Психологический настрой на перемену