Повышение положительной мотивации обучения математике с помощью использования нестандартных уроков

Разделы: Математика


ТИП УРОКА: обобщающий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • обобщение знаний учащихся о десятичных дробях;
  • закрепление навыков действий с десятичными дробями;
  • развитие коммуникативных, речевых, творческих умений;
  • развитие ассоциативного, логического мышления;
  • расширение знаний учащихся об окружающем мире;
  • воспитание силы воли и целеустремлённости при решении сложных заданий;
  • воспитание духа коллективизма и взаимовыручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор,
  • слайды,
  • магнитофон,
  • магнитофонная запись
  • мелодии “Сиртаки”,
  • изображения греческих богов-олимпийцев.

Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь!

ХОД УРОКА

Презентация

I. Организационный момент (1 мин.)

Учитель включает магнитофонную запись “Сиртаки” и обращается к классу: “Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправляемся на машине времени в длительное путешествие по Древней Греции с багажом накопленных знаний по десятичным дробям. Прошу вас быть предельно внимательными, собранными и активными!”

II. Индивидуальная работа (5 мин.)

Учитель: “Но врата времени для нас остаются закрыты. Чтобы окунуться в увлекательный мир Древней Греции, нам необходимо узнать ключ – код. Прошу трёх отважных добровольцев справиться с заданием, получить код и открыть временной портал”.

(На доске нарисован щит греческого воина, разделённый на 3 части. 3 ученика решают по одному уравнению разного уровня и вписывают полученные ответы в свою часть щита)

1 УЧЕНИК 2 УЧЕНИК 3 УЧЕНИК
Решить уравнение и результат умножить на 10000:

(9,2-х):10=0,9

Ответ: 4000

Решить уравнение и результат умножить на 10000:

3,8х+1,2х=3

Ответ: 6000

Решить уравнение и результат умножить на 10000:

4,6х+3,8х-10,8=14,4

Ответ: 30000

III. Фронтальная работа с классом (10 мин.)

Как только учащиеся начинают решать индивидуальные задания у доски, учитель одновременно обращается к классу:

- Древние греки верили в существование богов, которые наблюдали за всеми перипетиями жизни и смерти людей, греки взывали к богам о помощи и верили, что они незримо присутствуют рядом. Давайте и мы вспомним о пантеоне богов, о богах – олимпийцах.

Предлагаю устную разминку, где ответам соответствуют имена греческих богов, размещённых на семейном древе:

На экран проецируется СЛАЙД 1:

 

Учитель проводит устную разминку в виде “мозгового штурма” с повторением правил действий с десятичными дробями. Полученные картинки богов – олимпийцев прикрепляются на семейном древе с помощью магнитов.

IV. Проверка результатов индивидуальной работы у доски (1 мин.)

Учитель: “Ребята, если вы сложите записанные на щите воина числа, то получите ключ к временным вратам – назовите мне это число.

Действительно, это число 40000. Вы не подскажете, что означает данное число для Древней Греции?

Ответ учащихся: “Первые поселения на территории Древней Греции возникли около 40000 г. до нашей эры”.

Открывается запечатанная щитом классная доска с подготовленной темой урока:”Все действия с десятичными дробями”. Учитель предлагает открыть рабочие тетради и записать тему урока.

V. Фронтальная работа с классом (10 мин)

Около 900 г. до н. э. на территории Древней Греции возникло некое государство. Предлагаю выполнить следующие задания, и мы выясним название этого государства.

На экран проецируется СЛАЙД 2:

ДЕВОЧКАМ МАЛЬЧИКАМ
1 Решите уравнение:

10 х = 4,75

1 Решите уравнение:

2 х = 0,95

2 Решите уравнение:

х : 100 = 0,07

2 Решите уравнение:

0,35 : х = 0,05

3 Выразите 0,47 м в сантиметрах 3 Выразите 0,047 кг в граммах
4 Округлите до разряда десятых: 0,885 4 Округлите до разряда десятых: 0,912
5 Найдите площадь прямоугольника:

а = 0,25; b = 9

5 Найдите площадь квадрата со стороной 1,5
6 Вычислить удобным способом:

5,7 + 6,12 + 8,3 + 26,88

6 Вычислить удобным способом:

23,47 + 7,4 + 10,53 + 5,6

 

Р М П О А Е Т С Я
0,9 380 7 0,038 47 0,8 2,25 0,475 47,5

Учитель осуществляет проверку выполнения заданий путём фронтального опроса с повторением применённых правил.

Учитель: “Итак, многие из вас справились с заданиями и получили слово Спарта. Чем же прославилась Спарта?

Ответы учащихся: - Спартанцы создали систему, направленную на воспитание идеальных воинов. Каждый мужчина – спартиат должен был стать профессиональным воином и провести свою жизнь в подготовке к войне и сражениям.

- Каждого новорожденного осматривали должностные лица. Если ребёнок оказывался слабым, его оставляли умирать.

- Мальчика воспитывало государство до 20 лет. Главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием, также занимались музыкой, патриотическими песнями, спартанскими законами и немного поэзией.

- Уже в 7 лет мальчика отправляли жить в казарму, где они сами устраивали себе постель из тростника (им не разрешалось укрываться во время сна). На год мальчику выдавалась одна туника. С 12 лет они ходили босыми и с непокрытой головой.

- Спартанские девочки тоже воспитывались физически здоровыми и дисциплинированными. Им преподавали гимнастику, музыку, пение и танцы, они принимали участие в спортивных состязаниях, готовясь стать солдатскими матерями.

VI. Физминутка (1 мин)

Учитель: ”Древние греки умели веселиться и отдыхать со “вкусом”. Отдохнём и мы”.

Звучит мелодия “сиртаки” и учитель проводит физминутку с элементами танца “сиртаки”.

VII. Решение задач (12 мин)

Учитель: “Ответы на вопросы о том, каковы законы жизни, древние греки искали в сказаниях о богах. Однако, в VI в. до н. э. некоторые из них начали искать новые, более реальные объяснения. Чтобы получить истинные знания о мире, они не только задавали вопросы, но и размышляли, наблюдали, производили вычисления. Греки называли этих пытливых людей “философы”, что значит “любящие знания”.

Сегодня и мы поговорим о греческих математиках, внёсших огромный вклад в развитие математики.

Перед вами 3 задачи и 3 портрета около условия каждой задачи. Решив задачи,

Мы выясним имена великих математиков древности.

Задание даётся по рядам: каждому ряду – одна задача.

На экран проецируется СЛАЙД 3:

№1 Портрет

Пифагора

№2 Портрет

Фалеса

№3 Портрет

Архимеда

Гонца послали с важным донесением в ставку Александра Македонского. Ему предстоит пробежать 5 км со скоростью 8 км/ч. Успеет ли гонец до начала битвы, если осталось 48 минут? Для изготовления краски для чёрнофигурной керамики гончар приобрёл 15 кг глины по цене 0,6 статера за 1 кг и 35 кг древесной золы по цене 0,7 статера за 1 кг. Какова средняя цена получившейся краски? Для обучения детей музыке хозяйка решила купить кифару и лиру. Кифара стоила на 3,8 статера больше, чем лира. За всю покупку заплатили 25,4 статера. Сколько стоит лира?

 

АРХИМЕД ЭРАТОСФЕН ПИФАГОР ЕВКЛИД ФАЛЕС
10,8 75 45 16,75 0,67

Учащиеся решают задания в тетрадях и затем по одному человеку от ряда комментируют своё решение у доски.

Учитель: “Ребята, Пифагор и Фалес были не только великими математиками, но и философами. Афоризмы этих людей дошли до наших дней”.

Пифагор: “Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок”.

“Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить”.

Фалес: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”.

VIII. Разноуровневая самостоятельная работа (5 мин)

На экран проецируется СЛАЙД 4:

I УРОВЕНЬ (2,8 x 52 – 9,3) : 47
II УРОВЕНЬ 1). 1,75 : 7+1,313 : 13 – 0,7:25 2). 3,15 : 7+1,717 : 17 – 0,9:36
III УРОВЕНЬ 6,56x4,36 – 3,36 : (0,736 + 2,464 ) – 20,0424

 

МИАНДР ЛЕПТА СИРИНГА СТАДИЙ САТРАП
7,5092 0,029 2,9 0,526 0,322

Постарайтесь объяснить полученное в ответе слово.

IX. Итоги урока (1 мин).

Домашнее задание (творческий проект): составить задачу или подборку упражнений по теме: “Все действия с десятичными дробями”, связав содержимое или ответы с тематикой Древней Греции.