ТИП УРОКА: обобщающий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- обобщение знаний учащихся о десятичных дробях;
- закрепление навыков действий с десятичными дробями;
- развитие коммуникативных, речевых, творческих умений;
- развитие ассоциативного, логического мышления;
- расширение знаний учащихся об окружающем мире;
- воспитание силы воли и целеустремлённости при решении сложных заданий;
- воспитание духа коллективизма и взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийный проектор,
- слайды,
- магнитофон,
- магнитофонная запись
- мелодии “Сиртаки”,
- изображения греческих богов-олимпийцев.
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
Учитель включает магнитофонную запись “Сиртаки” и обращается к классу: “Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправляемся на машине времени в длительное путешествие по Древней Греции с багажом накопленных знаний по десятичным дробям. Прошу вас быть предельно внимательными, собранными и активными!”
II. Индивидуальная работа (5 мин.)
Учитель: “Но врата времени для нас остаются закрыты. Чтобы окунуться в увлекательный мир Древней Греции, нам необходимо узнать ключ – код. Прошу трёх отважных добровольцев справиться с заданием, получить код и открыть временной портал”.
(На доске нарисован щит греческого воина, разделённый на 3 части. 3 ученика решают по одному уравнению разного уровня и вписывают полученные ответы в свою часть щита)
1 УЧЕНИК | 2 УЧЕНИК | 3 УЧЕНИК |
Решить уравнение и результат умножить
на 10000: (9,2-х):10=0,9 Ответ: 4000 |
Решить уравнение и результат умножить
на 10000: 3,8х+1,2х=3 Ответ: 6000 |
Решить уравнение и результат умножить
на 10000: 4,6х+3,8х-10,8=14,4 Ответ: 30000 |
III. Фронтальная работа с классом (10 мин.)
Как только учащиеся начинают решать индивидуальные задания у доски, учитель одновременно обращается к классу:
- Древние греки верили в существование богов, которые наблюдали за всеми перипетиями жизни и смерти людей, греки взывали к богам о помощи и верили, что они незримо присутствуют рядом. Давайте и мы вспомним о пантеоне богов, о богах – олимпийцах.
Предлагаю устную разминку, где ответам соответствуют имена греческих богов, размещённых на семейном древе:
На экран проецируется СЛАЙД 1:
Учитель проводит устную разминку в виде “мозгового штурма” с повторением правил действий с десятичными дробями. Полученные картинки богов – олимпийцев прикрепляются на семейном древе с помощью магнитов.
IV. Проверка результатов индивидуальной работы у доски (1 мин.)
Учитель: “Ребята, если вы сложите записанные на щите воина числа, то получите ключ к временным вратам – назовите мне это число.
Действительно, это число 40000. Вы не подскажете, что означает данное число для Древней Греции?
Ответ учащихся: “Первые поселения на территории Древней Греции возникли около 40000 г. до нашей эры”.
Открывается запечатанная щитом классная доска с подготовленной темой урока:”Все действия с десятичными дробями”. Учитель предлагает открыть рабочие тетради и записать тему урока.
V. Фронтальная работа с классом (10 мин)
Около 900 г. до н. э. на территории Древней Греции возникло некое государство. Предлагаю выполнить следующие задания, и мы выясним название этого государства.
На экран проецируется СЛАЙД 2:
ДЕВОЧКАМ | МАЛЬЧИКАМ | ||
1 | Решите уравнение: 10 х = 4,75 |
1 | Решите уравнение: 2 х = 0,95 |
2 | Решите уравнение: х : 100 = 0,07 |
2 | Решите уравнение: 0,35 : х = 0,05 |
3 | Выразите 0,47 м в сантиметрах | 3 | Выразите 0,047 кг в граммах |
4 | Округлите до разряда десятых: 0,885 | 4 | Округлите до разряда десятых: 0,912 |
5 | Найдите площадь прямоугольника: а = 0,25; b = 9 |
5 | Найдите площадь квадрата со стороной 1,5 |
6 | Вычислить удобным способом: 5,7 + 6,12 + 8,3 + 26,88 |
6 | Вычислить удобным способом: 23,47 + 7,4 + 10,53 + 5,6 |
Р | М | П | О | А | Е | Т | С | Я |
0,9 | 380 | 7 | 0,038 | 47 | 0,8 | 2,25 | 0,475 | 47,5 |
Учитель осуществляет проверку выполнения заданий путём фронтального опроса с повторением применённых правил.
Учитель: “Итак, многие из вас справились с заданиями и получили слово Спарта. Чем же прославилась Спарта?
Ответы учащихся: - Спартанцы создали систему, направленную на воспитание идеальных воинов. Каждый мужчина – спартиат должен был стать профессиональным воином и провести свою жизнь в подготовке к войне и сражениям.
- Каждого новорожденного осматривали должностные лица. Если ребёнок оказывался слабым, его оставляли умирать.
- Мальчика воспитывало государство до 20 лет. Главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием, также занимались музыкой, патриотическими песнями, спартанскими законами и немного поэзией.
- Уже в 7 лет мальчика отправляли жить в казарму, где они сами устраивали себе постель из тростника (им не разрешалось укрываться во время сна). На год мальчику выдавалась одна туника. С 12 лет они ходили босыми и с непокрытой головой.
- Спартанские девочки тоже воспитывались физически здоровыми и дисциплинированными. Им преподавали гимнастику, музыку, пение и танцы, они принимали участие в спортивных состязаниях, готовясь стать солдатскими матерями.
VI. Физминутка (1 мин)
Учитель: ”Древние греки умели веселиться и отдыхать со “вкусом”. Отдохнём и мы”.
Звучит мелодия “сиртаки” и учитель проводит физминутку с элементами танца “сиртаки”.
VII. Решение задач (12 мин)
Учитель: “Ответы на вопросы о том, каковы законы жизни, древние греки искали в сказаниях о богах. Однако, в VI в. до н. э. некоторые из них начали искать новые, более реальные объяснения. Чтобы получить истинные знания о мире, они не только задавали вопросы, но и размышляли, наблюдали, производили вычисления. Греки называли этих пытливых людей “философы”, что значит “любящие знания”.
Сегодня и мы поговорим о греческих математиках, внёсших огромный вклад в развитие математики.
Перед вами 3 задачи и 3 портрета около условия каждой задачи. Решив задачи,
Мы выясним имена великих математиков древности.
Задание даётся по рядам: каждому ряду – одна задача.
На экран проецируется СЛАЙД 3:
№1 | Портрет Пифагора |
№2 | Портрет Фалеса |
№3 | Портрет Архимеда |
Гонца послали с важным донесением в ставку Александра Македонского. Ему предстоит пробежать 5 км со скоростью 8 км/ч. Успеет ли гонец до начала битвы, если осталось 48 минут? | Для изготовления краски для чёрнофигурной керамики гончар приобрёл 15 кг глины по цене 0,6 статера за 1 кг и 35 кг древесной золы по цене 0,7 статера за 1 кг. Какова средняя цена получившейся краски? | Для обучения детей музыке хозяйка решила купить кифару и лиру. Кифара стоила на 3,8 статера больше, чем лира. За всю покупку заплатили 25,4 статера. Сколько стоит лира? |
АРХИМЕД | ЭРАТОСФЕН | ПИФАГОР | ЕВКЛИД | ФАЛЕС |
10,8 | 75 | 45 | 16,75 | 0,67 |
Учащиеся решают задания в тетрадях и затем по одному человеку от ряда комментируют своё решение у доски.
Учитель: “Ребята, Пифагор и Фалес были не только великими математиками, но и философами. Афоризмы этих людей дошли до наших дней”.
Пифагор: “Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок”.
“Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить”.
Фалес: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”.
VIII. Разноуровневая самостоятельная работа (5 мин)
На экран проецируется СЛАЙД 4:
I УРОВЕНЬ | (2,8 x 52 – 9,3) : 47 | |
II УРОВЕНЬ | 1). 1,75 : 7+1,313 : 13 – 0,7:25 | 2). 3,15 : 7+1,717 : 17 – 0,9:36 |
III УРОВЕНЬ | 6,56x4,36 – 3,36 : (0,736 + 2,464 ) – 20,0424 |
МИАНДР | ЛЕПТА | СИРИНГА | СТАДИЙ | САТРАП |
7,5092 | 0,029 | 2,9 | 0,526 | 0,322 |
Постарайтесь объяснить полученное в ответе слово.
IX. Итоги урока (1 мин).
Домашнее задание (творческий проект): составить задачу или подборку упражнений по теме: “Все действия с десятичными дробями”, связав содержимое или ответы с тематикой Древней Греции.