Урок по изобразительному искусству "Греческая керамика"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству ,к истории культуры.
  2. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.
  3. Формировать навыки работы с художественными материалами, развивать творческую активность.

Оборудование и материалы:

  1. Компьютер, медиапроектор.
  2. Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
  3. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги “Что я видел в Эрмитаже”.
  4. Музыкальный ряд.
  5. Художественные материалы.

Тип урока: комбинированный.

ПЛАН УРОКА

1. Орг. момент.

2..Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз.

3. Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задачи.

6. Подведение итогов.

Ход урока

Презентация

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент Слайд 1. (Приложение1)  
2 .Беседа Какие предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции сохранило время?

Слайд 2.

Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков?

Об этом нам рассказали греческие вазы.

Слайд 3.

Итак, тема нашего урока:

Греческая керамика.

Отвечают на вопросы.
Цель урока: 1. Познакомиться с основными видами древнегреческих ваз, их формой, декором.

2. Сформировать навыки работы.

Слайд 4.

Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже.

(стихи О. Тарутина)

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
... То вазы-гиганты,
то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Ректором грозный Ахилл
(И Ректор, как видно, лишается сил) ...
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...А это...А это...
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Слайд 5.

Вазы в Древней Греции изготовлялись из обожжённой глины.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.

Слайд 6.

Амфоры – сосуды для хранения оливкового масла и вина.

Слайд 7.

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).

Слайд 8.

Килики – чаши для пития.

Слайд 9.

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

Слайд 10.

Наряду с кратерами и амфорами изготовлялись тарелки и большие блюда.

Слайд 11.

Слушают.
3. Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз. В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого “чёрного лака”

Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожжённой глины. По поверхности глины рисовали чёрным лаком.

Слайд 12.

Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины – такую роспись называли краснофигурной.

Слайд 13.

Вазы покрывали разноцветными орнаментами, напоминающими восточные ковры.

Слайд 14.

Сюжетами для росписей служили сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов, весёлый пир.

Слайд 15.

Самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.

Слайд 16.

Греция является основоположником олимпийских игр. И на вазах очень часто выполняли роспись с элементами спортивных состязаний.

Слайд 17.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

Великолепные амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всём жизненном пути.

Слайд 18.

Выполнить эскиз вазы.

Дети вспоминают греческий орнамент – меандр.
4. Постановка художественной задачи. Алгоритм выполнения задания:

1. Выбрать форму для будущей вазы.

2. Подумать, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) она будет смотреться интереснее?

3. Выбать сюжет для вазы.

4. Выполнить эскиз в цвете.

На столах лежат шаблоны, дети должны выбрать понравившуюся форму вазы.

 
5. Практическое выполнение задачи. Также лежат листы цветной бумаги.

Веду текущий инструктаж.

Выбирают шаблон,
6. Подведение итогов. Мини-выставка работ:

Ребята, посмотрите, у нас получился наш маленький “Эрмитаж”, где расположены разные виды ваз. Какая замечательная выставка у нас получилась.

Оценки за урок.

Слайд 19.

К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день, они радуют нас своими формами и блеском чёрного лака.

Выбирают технику росписи, беря соответствующий лист цветной бумаги.

Обводят шаблон, выполняют работу в цвете.

Фрагменты урока.