Программа летнего пришкольного лагеря "Морское путешествие"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Лагерь с дневным пребыванием МОУ "СОШ № 118" работает по программе сюжетно – ролевой игры "Морское путешествие". Ежегодно он собирает около 150 школьников, учащихся в МОУ "СОШ № 118 ". Радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи – все это дарит нашим воспитанникам жизнь в лагере.

1. Пояснительная записка.

Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ № 118”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ № 118”. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра в “Морское путешествие”. Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Проведение смены обусловлено необходимостью:

  • продолжения учебного процесса в условиях лета;
  • создания единого коллектива;
  • укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.

В основе программы лагеря лежат принципы:

  • целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей;
  • добровольности участия в делах лагеря;
  • открытости в деятельности отрядов;
  • учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
  • индивидуального подхода к личности ребёнка.

2. Цель организации работы лагеря:

Цель: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.

Задачи:

  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
  • поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
  • выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  • развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.

3. Основное содержание работы лагеря.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли “Морского путешествия”. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд – это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

В лагере формируется 5 отрядов – кораблей. Один из отрядов – профильный (информационный). Учителем информатики была разработана программа занятий отряда (приложение 1), итогом которых стали выпуски газеты “Бортовой журнал”.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря организуются профильные отряды:

Отряд спортивной школы.

Организуют тематические дни и спортивные мероприятия согласно плана работы лагеря, учебно-тренировочные занятия, сдачу контрольных нормативов.

Трудовой отряд.

Организуют уборку пришкольного участка, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой школьных помещений.

Отряд вожатых.

Принимают участие в проведении досуговых мероприятиях лагеря.

Подготовка и проведение общелагерных дел обсуждаются капитанами и адмиралом. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на экране соревнований морского путешествия.

Словарик смены:

Лагерь – большая регата.

Отряд – корабль.

Все дети в лагере – экипаж.

Вожатые – штурманы.

Педагоги дополнительного образования – боцманы.

Старшая вожатая (зам. начальника лагеря) – контр-адмирал.

Воспитатели лагеря – капитаны кораблей.

Начальник лагеря – генерал флота.

Ежедневно проходят заседания штурманов, контр-адмирал, генерал флота, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга экипажа кораблей.

На заседаниях предлагаются задания:

  • спортивные;
  • творческие;
  • интеллектуальные;
  • изобретательские;
  • общественно-полезные.

Система стимулирования успешности и личностного роста:

В лагере существует денежная система – “ракушки”. За успешную работу ребята получают эти награды. Экипажи кораблей, заработав некоторое количество денег, могут купить какие – либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены.

Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).

Каждый штурман корабля в последний день лагеря получает подарок – сюрприз и благодарственное письмо.

На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвуют весь экипаж корабля. На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

  1. Флаг корабля;
  2. Название корабля;
  3. Девиз корабля;
  4. Достижения корабля;
  5. Поздравления;
  6. Численность экипажа (список отряда).

4. Содержание и формы реализации программы.

Лагерная смена длится 18 дней, в течение которых предполагается реализация программы по блокам:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

  1. Операция “Уют”.
  2. Открытие смены “Здравствуй, лето”.
  3. “Подводная одиссея” (знакомство детей с территорией, законами и традициями лагеря).
  4. “Полный вперёд!” (знакомство детей с персоналом лагеря).
  5. “В поисках сокровищ капитана Флинта” (подведение итогов оргпериода).

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ:

  1. Проведение тематических игр и викторин в школьной библиотеке и библиотеке им. О. Кошевого.
  2. Викторина, посвящённая юбилею ОАО.
  3. Викторина по ПДД.

3. СПОРТИВНЫЙ:

  1. “Большой аврал”.
  2. Весёлые старты.
  3. Спортивные эстафеты.
  4. Командные спортивные игры.

4/ ТВОРЧЕСКИЙ:

  1. Написание заметок о жизни своего корабля и путешествия в целом для газеты “Бортовой журнал” (приложение 2). Газета “Бортовой журнал” включает в себя:
    1. экран соревнований (экран поддержки чистоты, выполнение упражнений на зарядке, поведения во время тихого часа на корабле);
    2. меню;
    3. план мероприятий на весь сезон лагерной смены “Морское путешествие”.
  2. Открытие морской галереи “Подводное царство” (рисунки, поделки, стихотворения).
  3. Конкурсы красоты и талантов (“Королева моря”, “Король моря”, “Ты – морячка, я – моряк”).
  4. Закрытие смены “Земля! Земля! Земля!”

Условия реализации программы

1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют воспитатели, старшая вожатая, отрядные вожатые. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ “СОШ № 118”. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. Педагогические кадры:

Старшая вожатая: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, учитель физкультуры, учитель информатики): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Педагоги дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.

Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Отрядные вожатые: Организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей.

2. Педагогические условия:

  1. Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.
  2. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
  3. Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
  4. Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
  5. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  6. Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
  7. Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

3. Методическое обеспечение смены

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана – сетки;
  2. Должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ “СОШ № 118”;
  3. Проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены;
  4. Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  5. Подбор реквизита для проведения дел.
  6. Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы

  1. Постановка реальных целей и планирование результата программы.
  2. Заинтересованность педагогов в реализации программы.
  3. Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах.
  4. Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы.
  5. Творческое сотрудничество педагогов и детей.
  6. Желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.

Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

Библиографический список:

  1. Журнал “ЗДВ”
  2. Книга с программами лагеря
  3. Методичка “Я – вожатый”