Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами бетона.
Задачи: Познакомить детей с понятием “бетон”.
Сформулировать представление о свойствах бетона. Актуализировать знания детей об использовании свойств бетона человеком.
Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Материалы: Кукла Егорка-Наперекорка, рисунки-“фотографии” деревянного, кирпичного и соломенного домов; кусочки бетона на каждого ребенка, лупы, карандаши, бумага; иллюстрации завода, бетономешалки, бетоновозки; рисунки на сенсорную решетку; фартуки, повязки, песок, гравий, цемент, вода, формочки, индивидуальные дневники на каждого ребенка.
Ход занятия
1. – Ребята, Егорка-Наперекорка, хозяин нашей мини-лаборатории, очень хочет построить себе дом. И его друзья, три поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф прислали ему фотографии домов (деревянного, соломенного и кирпичного). И Егорка еще не знает, в каком доме ему лучше жить, и он как всегда обратился к нам с просьбой помочь ему.
2. Рассматривание “фотографий”.
- Какой дом на первой фотографии?
- Из чего построен? Чем хорош деревянный дом?
- Что может повредить этому дому?
- Какой дом на второй фотографии?
- Из чего построен? Чем хорош кирпичный дом?
- Какой бывает кирпич?
- А какой дом на третьей фотографии?
- Из чего построен? Что можно сказать про этот дом? (соломенный)
Ребята, а из чего построен наш детский сад?
Хорош ли бетонный дом? Чем? Какое преимущество есть у бетонного дома? (можно построить многоэтажный дом).
3. – Сегодня мы будем маленькими исследователями, и будем изучать свойства бетона.
- Что это? (бетонные плиточки)
/обследование бетона на ощупь, надавить, постучать, погладить, посмотреть на свет/
- Какой он? (твердый, прочный, крепкий, гладкий).
- А почему он такой крепкий?
- Как можно рассмотреть бетон лучше? (через лупу).
- Из каких материалов приготовлен бетон? Что вы видите? (зарисовать песок, гравий...)
- Получится ли бетон из песка и гравия? Что нужно для крепости? (цемент)
Рассматривание цемента, потрясти контейнер с цементом.
- Как вы думаете, вредно ли дышать пылью? Вредно!
Физминутка.
4. – Для чего нужен такой прочный бетон?
- Где еще использует человек бетон?
- А если потребуется много бетона?
- Сможет ли человек приготовить столько бетона, например, для строительства моста?
- Где делают бетон? (рассматривание иллюстраций завода, бетономешалки, бетоновозки)
- Вы видели такие машины в городе? Почему вращается бочка?
ВЫВОД: Бетон очень быстро застывает, поэтому приготовленный раствор быстро везут по назначению. Для того чтобы бетон был прочным, его заливают в опалубку и оставляют застывать.
Опалубка – это специальная форма для раствора.
5. – Ребята, а хотите сами попробовать сделать бетон? Помочь Егорке построить дом мы еще не можем, а вот дорожку из бетонных плиточек мы сделать можем.
Закрепить правила работы при проведении опытов на сенсорной решетке:
Повязка – чтобы не дышать вредными веществами;
Фартук – не испачкать одежду;
Перчатки – не испачкать руки;
Проводить опыты только со взрослыми.
Предложить детям надеть фартуки и повязки.
Приготовление бетонного раствора по схеме (песок + цемент + гравий + вода) вместе с воспитателем в определенной последовательности.
- Полученный раствор заливаем в специальную форму, которая называется опалубкой.
В индивидуальных дневниках зафиксировать время застывания раствора.
6. – Что еще можно сделать из бетона?
- Давайте зарисуем и подарим рисунки Егорке!
- Как вы думаете, из какого материала Егорка захочет построить себе дом?