I. ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ: “Экологическая экспертиза пришкольного участка”
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЯВИТЕЛЯ: МОУ “СОШ № 118”
АВТОРЫ ПРОЕКТА: Гданова Т., Корницкая Е., Филатова В., Шумейко В.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: Долженкова Е.В., Пронина О.В.
ГЕОГРАФИЯ И ПЛОЩАДКА ПРОЕКТА: Пришкольный участок СОШ № 118 и прилегающая территория поселка Новосиликатный
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции,
- привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
- борьба за экологическую безопасность по месту жительства;
- создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде;
- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, стремление разобраться в происходящих процессах взаимоотношения общества и
- помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знании о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
В управлении реализации Проекта участвуют:
Долженкова Е.В., учитель математики
Непрокина Л.Н., учитель информатики
Пронина О.В., учитель биологии
Шелепова О.И., учитель физики
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: 2007 -2010 годы
II. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Поселок Новосиликатный достаточно молодой. Ему всего 50 лет. Он расположился возле границы барнаульского ленточного бора. Поселок строился как промышленная площадка. На достаточно небольшой площади размещено несколько крупных промышленных предприятий. В процессе застройки на территории было уничтожено большое количество зеленых насаждений, возрос уровень загрязненности леса. Люди сами стали творцами и свидетелями отрицательных изменений в природе. Каждый из жителей может привести факты об изменениях окружающей среды. На их глазах был уничтожен школьный сад, появились кучи строительного и бытового мусора в лесу, исчезли многие виды растений и животных. Очень больно узнавать это.
Сейчас всем стало ясно, что неисчерпаемость природных богатств – это миф, что мы больше не можем жить по принципу “на наш век хватит, а дальше все равно”.
Нашему поколению необходимо овладеть методами эффективного использования природных богатств. Старшее поколение не смогло оставить нам чистый воздух, чистую воду, нетронутую природу. Если и дальше сохраниться эта тенденция, то сложится полная неопределенность относительно ближайшего будущего.
Наше внимание к среде, в которой мы живем, обусловлено ещё и острым осознанием того, что природная среда, разрушаясь и загрязняясь, грозит здоровью населения.
Обследование здоровья настораживают: анализу медицинских карт учащихся нашей школы показал, что практически нет совершенно здоровых детей.
Увеличилось число детей с положительной реакцией Манту, с кожными заболеваниями, снизился иммунитет, учащиеся часто жалуются на головные боли, головокружения, расстройства пищеварения.
Только сейчас люди открыли то, что должны были бы знать намного раньше: мы обязаны своим существованием и всем. Чего достигли, природе. Поэтому именно нам, растущему поколению, предстоит осознать всю глубину этого сложного явления на Земле, чтобы не разорвать экологический круг жизни.
В основу данного Проекта легли исследования, проведенные учащимися Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 118”, входившими в состав интеллектуального отряда “Эрудит” школьного оздоровительного лагеря “Мечта” летом 2007 года. Работа была начата с экологической экспертизы территории, прилегавшей к школе.
Проект, как структура, представляет собой цепь мероприятий, объединенных в направления, основными из которых являются:
1. Утилизация отходов жизнедеятельности человека
Эта одна из самых важных проблем. В результате жизнедеятельности человека появляются различные отходы: пластиковые бутылки, тряпье, старая обувь, стеклянная посуда (нестандартная), кости, металлолом, макулатура и.т.д. На территории поселка нет оврагов, куда можно было бы складывать ненужное. Поэтому улицы захламленные. Ежегодно работающий экологический лагерь обследовал места свалок, их было обнаружено довольно много.
Следует признать, что в настоящее время отходы человеческой деятельности на планете являются главной составляющей техногенного давления на среду обитания. Поэтому на современном этапе следует внедрять такие технологические процессы переработки отходов. Которые подсказаны природой, отказаться, наконец, от их сжигания, спекания, захоронения и т.д. Мы считаем, что обезвреживание твердых бытовых отходов, в том числе утилизация, - одно из сложных, но вполне разрешимых задач. Что можно сделать?
2. Оценка загрязнения атмосферы.
Для оценки загрязнения атмосферы были выбраны два фактора: выбросы автотранспорта и пылевое загрязнение. Транспорт- это одна из ведущих отраслей, развивающаяся гигантскими темпами. Автотранспорт загрязняет окружающую среду и пагубно влияет на здоровье человека, поэтому так важно знать, как растущий поток автомобилей влияет на окружающую среду, на людей живущих и работающих вблизи дорог, какие последствия вызывает. Для нашей школы этот раздел исследований очень актуален, так как с двух сторон от пришкольного участка расположены дороги , по которым движется автотранспорт, а с третьей стороны располагается достаточно крупная автостоянка.
Отчасти с автотранспортом связано и пылевое загрязнение воздуха. Значительное количество пыли в воздухе так же связано с нарушением травяного покрова на большей части территории. Преобладающие направления движения воздушных масс приносят на территорию школы промышленную пыль с кирпичного завода. В связи с этим изучение уровня запыленности проводилось на нескольких контрольных площадках.
3. Оценка степени загрязненности почвы.
От состояния почвы напрямую зависит успешность работы по озеленению школьной территории и декоративный вид растительности. Существует множество методик по оценке качества почвы. Мы выбрали один из самых доступных и интересных- метод фитоиндикации. Использование растений, чутко реагирующих на химический состав и другие качественные характеристики почвы, в настоящее время очень распространено.
Мы выбрали доступный для нашей местности и условий исследования фитоиндикатор – кресс – салат. Важным фактором для нас являлось то, что семена кресс-салата прорастают быстро.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
- Креативный (март). Разработка концепции Проекта, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.
- Планировочный (апрель). Разработка планов реализации Проекта.
- Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.
- Деятельный (июнь 2007-2010 год). Собственно реализация Проекта в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.
- Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Умение видеть результаты своего труда
- Развитие организаторских способностей
- Получение навыков исследовательской и аналитической работы.
- Благоустройство и озеленение территории пришкольного участка
- Уборка свалок
- Участие в посадке деревьев и уходе за ним.
- Ежегодная организация экологического лагеря при МОУ “СОШ 118”
V. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
Финансирование Проекта осуществляется за счет средств самообложения, добровольных взносов граждан, спонсорской помощи, за счет местного бюджета, организация лагеря за счет районного бюджета на организацию летнего отдыха детей и подростков.
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.
Подготовительная работа.
- Изучение состояния экологической культуры населения. Поведение людей в природе.
- Занятия “Метод проектов”, “Как проводить наблюдения?”, “Как провести опыт?”
- Составление карты пришкольного участка
- Составление плана реализации Проекта, распределение обязанностей
- Занятие психолога “Способности человека и пути их развития”
- Занятие на компьютере “Оформление исследовательской работы”. Выпуск листовок, молний
Практическая работа.
- “Степень озеленения пришкольного участка”
- “Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта”
- “Определение запыленности воздуха”
- Фоторепортаж “Экологические проблемы нашего леса”
- Агитационная работа. Выпуск листовок, молний и их распространение
- Освещение работы через СМИ
- Разъяснительная работа среди населения: индивидуальная, на родительских собраниях
- Посадка деревьев и уход за ними
- Изготовление поделок из бытовых отходов
- Очистка леса от свалок бытовых отходов
- Выступление агитбригады
- Организация летнего экологического лагеря
- Участие в научно-практической конференции
Исследовательская работа.
- Практикум-исследование “Изучение проблемы образования бытовых отходов в семьях”
- Практику-исследование “Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция.
Практикум-исследование “Кресс-салат как биологический индикатор загрязнения почвы”
Кресс-салат - однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Биоиндикатор кресс-салат отличается 100%-ной всхожестью и быстрым прорастанием семян. Все эти показатели заметно снижаются, если почва или воздух загрязнены. В таких условиях побеги кресс-салата подвергаются различным и очень заметным изменениям: замедленный рост, искривленность побега, уменьшение длины корней.
Кресс-салат из-за своих небольших размеров удобен тем, что при опыте займет мало места, и поэтому можно будет наблюдать за не сколькими пробами одновременно. Ростки кресс-салата можно наблюдать уже через 3 - 4 дня, а через 15 дней можно получить ответы на вопросы, ради которых был проведен опыт.
Ход работы
1. Необходимо проверить семена кресс-салата на всхожесть. Для этого семена проращивают в' чашках Петри, в которые насыпают промытый речной песок слоем 1 см. Сверху его накрывают листком фильтровальной бумаги и раскладывают на ней определенное количество семян. Перед рассадкой семян песок и бумагу увлажняют до полного насыщения водой. Сверху семена накрывают фильтровальной бумагой и плотно прикрывают стек лом. Работа ведется в помещении при температуре 20 - 25°С. Норма прорастания семян -90 - 95% в течение 3 -4 суток Процент выросших семян называют всхожестью.
2. Другие чашки Петри заполняют до половины исследуемыми субстратами. В от дельную чашку кладут заведомо чистый субстрат, который будет служить в качестве контроля по отношению к исследуемому мате риалу.
3. Субстраты (почва, взятая из разных мест) во всех чашках увлажняют одинаково до первых признаков насыщения.
4. В каждую чашку укладывают по 50 семян на одинаковом расстоянии друг от друга.
5. Покрывают семена теми же субстратами до краев крышки и аккуратно выравнивают поверхность.
6. Увлажняют верхние субстраты так же, как и нижние.
Наблюдение ведется 10-15 суток.
Результаты заносятся в таблицу и делаются выводы:
Исследуемая почва | Число проросших семян, 4-е сутки | Число проросших семян, 6-е сутки | Число проросших семян, 7-е сутки | Число проросших семян, 8-е сутки |
Автостоянка | -- | -- | 7 шт. (15%) | 10 шт.(20%) |
Возле дороги | -- | -- | -- | 6 шт.(12%) |
Дендрарий | -- | 5 шт.(10%) | 19 шт.(38%) | 30 шт.(60%) |
Лес | 7 шт. (15%) | 20 шт.(40%) | 32 шт.(64%) | 45 шт.(90%) |
В итоге проведенных исследований выяснилось, что всхожесть семян соответствует норме в пробах почвы, взятых из леса. Более 50% семян проросло в почве, взятой со школьного дендрария. Очень низкую всхожесть мы получили в почвенных пробах с территории автостоянки и с обочины дороги. Это связано с тем, что в последних почвенных пробах высокое содержание нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, что могло привести к гибели зародыша семян, а те проростки, которые появились, отличались слабым развитием корневой системы, замедленным ростом и искривленностью побегов.
Практикум- исследование “Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта”
Ход работы
1. Подсчитать количество автомобилей, проезжающих на ближайшей автостраде (выбирается участок длиной 0,1 -1 км) в течение 1 ч (в течение суток).
Подсчет единиц автотранспорта проводится в присутствии учителя на безопасном расстоянии от автотрассы.
2. Данные занести в таблицу. Загруженность улиц города в течение 1 часа. Название улицы и длина исследуемого участка, где проводились наблюдения:
3. Рассчитать приблизительно количество выхлопных газов, которое выбрасывают автомобили. Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит 30 г угарного газа
4. Сделать вывод о загрязнении атмосферы выхлопными газами возле школы.
5. Предложить мероприятия по снижению вредного воздействия выбросов от автотранспорта
Тип транспорта | Количество за 1 ч. | Общий путь за 1 ч. | Масса всех газов за 1 ч. | Масса угарных газов за 1 ч. |
I участок Легковые автомобили |
16 | 4208 м. | 0,96 кг | 0,032 кг |
Грузовые автомобили | 8 | 2104 м. | 0,48 кг | 0,016 кг |
Автобусы | 0 | |||
Дизельные грузовые автомобили | 0 | |||
Общее количество | 24 | 6312 км | 1,44 кг | 0,048 кг |
II участок Легковые автомобили |
10 | 2630 м | 0,6 кг | 0,02 кг |
Грузовые автомобили | 2 | 526 м | 0,12 кг | 0,004 кг |
Автобусы | 0 | |||
Дизельные грузовые автомобили | 0 | |||
Общее количество | 12 | 3156 м | 0,72 кг | 0,024 кг |
Итого | 36 | 9468 м | 2,16 кг | 0,072 кг |
Вывод: Изучив интенсивность и структуру автотранспортного потока в окрестностях школы, выяснили, что разными видами транспортных средств за час выбрасывается в воздух более 2 кг выхлопных газов, в составе которых около 70 гр. угарного газа. Это довольно значительное количество, учитывая, что площадь территории школы 2 га. Ситуация осложняется еще и тем, что вблизи школы расположена автостоянка, которая также является источником загрязнителей, количество которых не учтено в данном эксперименте.
Эти выводы подтвердились в ходе следующей практической работы.
Практикум-исследование “Определение запыленности воздуха”
Ход работы
1. Вблизи дороги, на пришкольном участке, в лесу выбрать для контроля по 5 деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 м с каждого дерева сорвать по 10 листьев, поместить их в чистую стеклянную банку с крышкой. Таким же образом собрать листья с контрольных деревьев на других участках.
2. Определить массу листьев с пылью
3. Тщательно смыть пыль с поверхности каждого листа и просушить их
4. Определить массу чистых листьев
5. Полученные результаты занести в таблицу, определив мысу пыли на контрольных участках
Название контрольного участка | Количество контрольных деревьев | Общее количество листов | Масса листьев с пылью | Масса чистых листьев | Масса пыли |
Обочина дороги | 5 | 50 | 13,480 г | 8,75 г | 4,73 г (35,0%) |
Пришкольный участок | 5 | 50 | 12,400 г | 10,5 г | 1,9 г (15,3%) |
Лес | 5 | 50 | 16,600 г | 14,5 г | 2,1 г (12,35%) |
Продолжение статьи находится в приложении (Приложение)