Цели.
- Формировать умение обосновывать написание слов с непроизносимыми согласными,
- Развивать речь детей,
- Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование.
- учебник авт. Т.Г. Рамзаева “Русский язык”, 3 класс,
- кроссворд “непроизносимые согласные”.
Ход урока
1. Оргмомент.
У. В ваших глазах я вижу огоньки, которые обычно зажигаются, когда хотят узнать что то новое , интересное . Давайте же попробуем собрать их вместе и разжечь костер знаний и умений.
2. Чистописание.
У. Тетрадь - это зеркало ученика. А ведь каждый человек желает видеть себя в нем красивым и аккуратным. Помните об этом, работая в своих тетрадях. В словах, которые мы будем сегодня писать на уроке, встречаются сочетания букв ст.
С этого сочетания и начнем минутку чистописания. Записываем сочетание ст, обращаем внимание на верхнее соединение и наклон элементов буквы т .
Прочитайте слово, записанное на доске (глазами.)
Читаем вслух вместе. Яростный - как понимаете значение этого слова?
Д. Полный гнева, неукротимый, не сдержанный.
У. О чём можно так сказать?
Д. О ветре.
У. Составьте предложение со словосочетанием яростный ветер.
Д. Яростный ветер срывал с деревьев последние листочки.
У. Какую орфограмму заметили в слове яростный? Как проверить это слово? Запишем это слово.
3. Постановка целей и задач урока.
У. Так над какой же темой мы будем работать на уроке?
Д. Будем работать над словами с непроизносимыми согласными.
У. Как же проверить слова с непроизносимыми согласными?
Д. Повторяют правило.
4. Словарная работа. (Один ученик с комментированием у доски.)
У.
А сейчас для вас ребятки
Загадаю я загадки
Дел у нас не впроворот
Разгадать надо кроссворд.
На доске кроссворд.
1) Антоним к слову белый? (чёрный)
2) Ученик, который следит за порядком в классе? (дежурный)
3) Это готовит мама каждое утро? (завтрак)
4) Сторона горизонта, где всходит солнце? (восток)
5) То я в клетку, то в линейку написать по мне сумей-ка. (тетрадь)
6) В открытые окна нежданно влетит, то что-то прошепчет, то вдруг загудит…(ветер)
7) Какой это мастер на окна нанёс и листья, и травы и заросли роз? (мороз)
Внимательно посмотрите на кроссворд и прочитайте слово, зашифрованное в нём слово.
Какое же слово у нас получилось? Прочитаем его вместе.
Д. Чувство.
У. Что такое чувство?
Д. Способность что-либо ощущать.
У. Составьте словосочетание с этим словом.
Д. Радостное чувство, тревожное чувство, чувство печали, гордости, гнева, любви.
У. Подберите однокоренные слова к данному слову.
Как можно назвать человека, который умеет чувствовать?
Д. Чувственным, восприимчивым, впечатлительным.
У. Если у человека есть чувство, что он делает?
Д. Чувствует.
У.Обратите внимание слово чувство наше новое словарное слово, найдите в нём ошибкоопасное место.
Можно ли проверить? Запишем, продолжая словарную работу, слово чувство.
Что же мы запомнили в слове чувство?
5. Повторение изученного материала.
У. Человек испытывает чувство удовлетворения от своей работы. А наша с вами работа - это учёба. И выполнив правильно упражнение299 на стр.112, вы испытаете чувство удовлетворения и радости.
Итак, стр.112 упражнение 299:
- прочитайте текст самостоятельно, вслух.
У. О ком узнали из текста?
У. А сейчас я вам прочту этот текст с чувством гордости за наших воинов.
У. Почему с чувством гордости надо читать этот текст?
У. Что значит чудеса героизма?
Д. Подвиг, совершённый на грани невозможного. (закрывали собой пулемёты, бросались под танки, взрывали себя вместе с врагом.)
У. Прочитайте 2-е предложение. Что значит громили?
У. 3-е предложение. Какое же чувство звало их на подвиг?
У. Что значит любить Родину? Это чувство любви к Родине воспитывается с детства.
У. К сожалению, многие воины-герои погибли, защищая нашу Родину, но мы должны помнить о них.
Помните, через года, через века, помните.
О тех, кто уже не придет никогда! Помните!
Проходя мимо обелиска, памятника, склоните голову, возложите цветы, в знак благодарности за их подвиг.
А теперь посмотрите на первое предложение, найдите слово с непроизносимой согласной.
Д. Доблестные.
У. Подберите слова-синонимы.
Д. Смелые, отважные, мужественные.
У. Какой непроизносимый звук? Как проверить? (запись с комментарием)
У. Теперь найдите слово с непроизносимой согласной во втором предложении.
Д. Ненавистного.
У. Назовите проверочное к нему слово.
Д. Ненависть
У. Как же проверить слова с непроизносимой согласной? (повторение правила)
У. Найдите предложение с новым словарным словом, прочитайте его орфографически.
У. Запись предложения самостоятельно. Подчеркните слово с непроизносимым согласным, можно ли его проверить.
6. Физкультминутка.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять,
Чтобы звук наш непонятный
Чётко слышался опять.
7. Закрепление.
Слова на доске:
Со.нце, чу.ство, праз.ник,
Сер.це и учас.ник.
Лес.ница и звёз.ный,
Здра.ствуйте и поз.ний.
У. Посмотрите на слова, записанные на доске, прочитайте глазами.
У. Как вы думаете почему они записаны вместе?
У. Давайте откроем букву-невидимку.
У. Это непросто слова, а считалочка. Нам её нужно заучить, чтобы запомнить как можно больше слов с непроизносимыми согласными.
У. А сейчас игра “поставь слово на место”. (вытираю по 2 слова с каждой строки)
У. Чтобы непроизносимые не играли с нами в прятки мы запишем их в тетрадки.
д, т, л, в- этих согласных четыре. Запомните их.
8. Домашнее задание: стр.113 упражнение300. Прочитайте задание, какое правило будем использовать при исполнении.
9. Итог урока.
У. Над какой темой работали? Как проверить слова с непроизносимым согласным в корне?
Вспомните стихотворение.
Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.
С каким новым словарным словом познакомились? Что запомнили?
Какими словами пополнили свой словарный запас?
Д. Яростный, доблестный
У. С каким чувством вы заканчиваете урок?
У. А я заканчиваю с чувством глубокого удовлетворения, думаю, нам удалось разжечь костёр знаний и умений на сегодняшнем уроке, и он не будет гаснуть, пока вы будете стремиться получить знания.
Благодарю вас за работу!