Внутренний мир человека в творчестве классиков разных эпох мировой художественной культуры

Разделы: МХК и ИЗО


ТЕМА: Внутренний мир человека в творчестве классиков разных эпох мхк.

Цели и задачи:

  1. Развивать у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические явления.
  2. Научить учеников выражать эстетические суждения и давать оценки.
  3. Приобщение учащихся к нравственным ценностям в процессе духовного, культурного развития.
  4. Воспитание целостной духовно-развитой личности.
  5. Помочь ребенку освоить культурные и духовные традиции своего народа, осознать глубину связи поколений разных народов.

Основная цель: Показать через музыку Глюка и Баха, через стихи М. Цветаевой внутренний мир любящего человека, совершившего тяжкое.

Задачи:

  1. Учить ребят любить людей, уважать чувства другого человека, в своих суждениях “не рубить с плеча”.
  2. Познакомить ребят с музыкой Глюка.
  3. Знакомство с легендой о вечной любви “Орфей и Эвридика”.
  4. Знакомство с Библией, как летописью христианских отношений.
  5. Знакомство с музыкой Баха.

Попутная задача: Месса си-мажор - разновидность жанра духовной музыки.

Ход урока

Глюк “Мелодия” слушание

  • понравилась ли вам музыка?
  • какому времени, эпохи мхк принадлежит?
  • какая музыка? (мелодичная, плавная, душевная).
  • музыка выражает или изображает?
  • что выражает? (боль, тоску)
  • есть ли в музыке надежда? (нет) Музыка выражает только боль и она не исчезнет.
  • кто может, кто способен так петь душой,у кого так стонет сердце, от чего? (потеря любимого).

Брюсов “Орфей и Эвридика” читать стихотворение 1903 г.

  • что легло в основу произведения, герои жили в 1903 году?
  • что знаете? (древняя легенда)

От чего умерла Эвридика? (укус змеи)

  • почему Орфей спустился в царство мертвых? (очень любил Эвридику)
  • легенда о вечной любви и верности легла в основу оперы Глюка (античного композитора) “Орфей и Эвридика” с “мелодии” Глюка мы начали урок.
  • при каком условии Эвридика бы вернулась в мир живых?
  • будьте внимательны, рассматриваем только один миг!

- Орфей зная условия все же повернулся. Можем ли мы назвать его предателем, только в этот миг?

  • что погубило их? (любовь) Вернемся к музыке Глюка, что происходит с Орфеем на земле?
  • есть ли ему утешение и покой? (нет).

Марина Цветаева “Эвридика-Орфею” 23 марта 1923г.(читать)

  • что погубило, что помешало, почему Орфей зная все-таки поворачивается? (любовь)
  • какая любовь? (большая, сильная)

Цветаева “Любовь” (читать на доске)

  • как своих детей любил Иисус Христос своих учеников.
  • сколько их было? 12 (иллюстрация)
  • как еще их называют? ( апостолы)
  • что объединяло их? (вера, любовь) творили, сеяли добро.
  • кто предал Христа? (Петр и Иуда)
  • можно ли ставить знак равенства между этими предательствами? (нет)
  • почему?

“Тайная вечеря” иллюстрация , читать из Библии стр. 314 (отречение Петра)

  • когда сбылись предсказания Иисуса? ( стр.319 читать)
  • “и ушел Петр со двора и стал горько плакать” Почему?
  • почему Петр предал Иисуса?
  • что он испытывал в тот момент когда отрекался от Иисуса? (страх)

И.С. Бах месса си-минор ария Альта (Петра) “не предавал я, Господи!”

Так начинается ария Альта из мессы си-минор немецкого композитора И.С. Баха, композитора всю жизнь руководившего музыкой во время службы в церкви св. Фомы в Лейпциге.

  • как вы думаете почему жанр месса?

Все муки, душевные страдания Петра переданы в музыке Баха.

  • обратите внимание на то, как красиво объединяются в поэтическом дуэте солирующий голос и виолончель,как сливаются они с сопровождающими – голосами струнного ансамбля.

Слушание

  • осознал ли Петр?
  • есть ли ему покой?

Обобщение:

  • можно ли просто хладнокровно осудить человека за минутную слабость, за проявление минутного малодушия?
  • достойно ли человеку прощать, понимать в своих суждениях “не рубить с плеча”? (разумеется да)

В диалоге с жизнью, утверждена М. Цветаева, важен не ее вопрос, а наш ответ.

М. Цветаева “Суда поспешно не чини”

Оборудование:

  1. Проигрыватель.
  2. Записи музыки Глюка и Баха.
  3. Портреты Баха, Цветаевой.
  4. Библия для детей.
  5. Хрестоматия по эстетике.
  6. М.Цветаева “Стихи и проза”
  7. Иллюстрации “Тайная вечеря”, “Петр отрекается от Иисуса”, “Иисус и Саморитянка”, “Иисус изгоняет из храма торговцев”.