Являясь одним из членов Федеральной Экспериментальной площадки МДОУ №312, я разработала и реализовала комплексный инновационный проект “Будь здоровым, крепким, сильным!”. Этот проект ярко отражает модель общения с воспитанниками, коллегами, родителями. Он ведёт к вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, способствуют взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания и всестороннего развития ребёнка.
Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Несмотря, на имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему оставалось достаточно пассивным. После проведённых индивидуальных бесед с детьми высветилась проблема.
Проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
Для разрешения этой проблемы я разработала проект.
Проект: “Будь здоровым, крепким, сильным!”.
Основная цель проекта - формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной и изобразительной деятельности.
Предполагаемый результат:
1. У детей будет:
- сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни;
- развит интерес к творческой деятельности;
2. Возникнет детско-взрослое сообщество (дети – педагоги - родители).
При разработке данного проекта мною было учтено то, что дети находятся в нашем саду только на период лечения.
Работа по данному проекту проводилась в три этапа. Для реализации поставленной цели я использовала следующие средства: олимпийские уроки, занятия по изобразительной и театрализованной деятельности.
1 этап работы:
Цель: знакомство детей с историческими знаниями о зарождении олимпийских игр, олимпийских героях, на примере героев легенд показать значимость спортивных состязаний.
Средства для реализации поставленных целей:
1. Подготовительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций об истории олимпийских игр.
2. Олимпийские уроки.
Задачи:
- формировать у детей умение понимать содержание литературного произведения;
- расширить знания детей о зарождении олимпийских игр;
- познакомить детей с олимпийской символикой.
На этом этапе работы я запланировала и провела три олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей возникновения олимпийских игр и олимпийской символикой / “Легенда об олимпийских играх”, “Олимпийский огонь”/.
3. Работа с детьми по изодеятельности.
Мной были спланированы и проведены следующие занятия:
- коллективное рисование на тему: “Древняя Греция”;
- аппликация – “Олимпийская символика”;
- лепка - “Герои - олимпийцы”
4. Театрализованная деятельность.
Я, организовала постановку кукольного спектакля “Да здравствуют соревнования!”
Задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности;
- совершенствовать умение управлять куклами;
- закреплять содержание легенд.
5. Итоговое занятие.
- викторина “Что мы знаем об истории олимпизма?”.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об истории олимпийских игр и их символики.
6. Работа с родителями.
- На первом этапе реализации проекта я провела анкетирование родителей.
Цель: выявления их заинтересованности в приобщении к здоровому образу жизни.
Анализ анкет показал, что совместная оздоровительная деятельность родителей с ребёнком осуществляется и имеет достаточно высокие результаты в:
- семейных прогулках - 68%;
- подвижных играх - 43%;
- спортивных играх - 17%;
- занятиях в секциях - 8% .
2 этап работы
Цель:
- знакомство детей с современным олимпийским движением;
- привитие детям потребности в состязательности, являющейся одним из важных условий общечеловеческого прогресса;
- развитие у детей интерес к спорту.
Средства для реализации поставленных целей:
1. Олимпийские уроки.
Задачи:
- дать знания детей об Олимпийских играх современности;
- познакомить детей с историей развития олимпийского движения в нашей стране.
На этом этапе работы я запланировала и провела три олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей современных олимпийских игр и олимпийским символом Московской Олимпиады 1980года - Мишкой / “Путешествие Мити по дорогам олимпиад”, “Сказка о том, как лесной житель стал талисманом олимпийских игр”, “Олимпийский талисман”/.
2. Работа с детьми по изодеятельности.
Мной были представлены и проведены следующие занятия:
- рисование на тему: “Путешествие Мити по олимпийским дорогам”;
- аппликация – “Олимпийский мишка”;
- коллективная лепка на тему “Сказки о том, как лесной житель стал талисманом Олимпийских игр”.
3. Театрализованная деятельность
Я, разработала сценарий, и в дальнейшем для детей младших групп осуществила показ кукольного театра “ Сказки о том, как лесной житель стал талисманом олимпийских игр”.
Задачи:
- вызвать у детей желание участвовать в показе кукольного театра;
- совершенствовать исполнительские умения.
4. Работа с родителями.
Мной, в рамках сотруднической работы “родитель – ребенок-педагог” были спланированы и проведены семейные соревнования “Папа, мама я – спортивная семья”.
Задачи:
- формировать у детей интерес к занятиям спортом;
- привлечь родителей к совместным действиям по оздоровлению детей;
Я, в работе с родителями использовалась:
- папку-передвижку, в которой была собрана информация об истории Олимпийских игр;
- провела круглый стол “Будь здоровым малыш!”, где мы, совместно родителями, обсуждали содержание физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка, а также наметили план дальнейших совместных действий, направленных на оздоровление детей.
3 этап работы:
Цель:
- знакомство детей с историей Красноярского спорта;
- развитие устойчивых интересов к спортивным событиям нашего края.
Средства для реализации поставленных целей.
1. Олимпийские уроки.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к истории спорта г. Красноярска;
- познакомить детей со спортивными сооружениями нашего города;
- закрепить представления о различных видах зимнего и летнего спорта.
На этом этапе работы я запланировала и провела четыре олимпийских урока, на которых ознакомила детей с историей Красноярского спорта, дала подробную информацию о спортивных сооружениях города, где можно побывать всей семьёй.
2. Работа с детьми по изодеятельности.
Я провела следующие занятия:
- рисование на тему: “Спортивный Красноярск”;
- аппликация – “Спорт и я”;
- лепка - “На тренировке”.
3. Театрализованная деятельность.
Постановка кукольного спектакля для детей всего детского сада “ Что такое спорт?”
Задачи:
- учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля;
- предоставить возможность публичного выступления.
4. Итоговое занятие.
Проведение олимпийского праздника “О спорт! Ты - мир”.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни;
- развивать двигательные умения и навыки;
- раскрыть творческий потенциал детей.
5.Работа с родителями:
Родители вместе с детьми были приглашены на спортивные районные мероприятия: “XXV лыжня России” и “Всей семьёй на лыжню!”
Рисунок 1
Рисунок 2
Семьи охотно приняли активное участие в этих праздниках.
Результатом реализации проекта стало:
- осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи;
- анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка, и взрослого;
- родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях детского сада.
- у детей сформировались элементарные представления о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности.
Одним из средств реализации своего проекта я выбрала Олимпийские уроки и выбор мой не случайный.
Для решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей в нашем детском саду приоритетным является приобщение детей к идеалам олимпизма.
Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка.
Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения.
Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально- нравственных устремлений ребёнка.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности и приоритетного спорта позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.