Цели урока:
- через беседу, анализ наглядного материала, основываясь на личном опыте учащихся, создать условия для формирования эстетического вкуса у учащихся, умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- способствовать формированию художественно-творческой активности личности, обучению анализу произведению искусства в жанре пейзажа.
Зрительный ряд: картины художников И. Шишкина, И.Левитана, репродукции картин японских художников
Литературный ряд: стихи русских поэтов, японских поэтов Кеси, Соно-дас, Ясо.
Музыкальный ряд: музыкальная композиция (синтезатор) японские мотивы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. А)Формулирование темы.
Ребята, посмотрите внимательно на оформление, послушайте музыку и попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Если учащиеся затрудняются, учитель помогает наводящими вопросами).
В) Целеполагание (от учащихся).
III. Вводная беседа.
“Игра-перекличка” (назвать виды и жанры искусства – I, II, III ряд).
Человек с древних времён стал рисовать, а начал он свою изобразительную деятельность с освоения мира природы – того, что его больше всего интересовало, от чего зависело его благополучие, возможность самой жизни.
Постепенно мир связей с природой расширялся. Искусство Древнего Египта, Малой Азии, Востока дали замечательные примеры изображения природы.Рост городов, развитие промышленности, отрыв от постоянной жизни среди природы углублял интерес к осмыслению связей с природой, выразившейся в появлении и расцвете известного вам жанра. Какого? (Жанра пейзажа).
А что такое пейзаж? (Изображение природы).
И в наше время художники выражают своё отношение к природе, создавая работы в жанре пейзажа. О пейзажах можно говорить много, а сегодня ваши знания пополнятся, расширятся, потому что нас ждут репродукции русской и японской пейзажной живописи.
Посмотрите на представленные работы и ответьте на вопрос: что заставляло и заставляет художников изображать природу?(Красота природы).
А кто ещё, кроме художников, воспевает красоту родной природы? (Поэты).
Назовите поэтов, которые в своих стихах воспевают красоту природы.
Чтение стихотворений о природе. (Учащиеся могут быть подготовлены или рассказывать по желанию).
А теперь я прочитаю вам стихи японских поэтов.
Осенний призыв
В отдаленье звучит затихая -
Всё печальней, печальней.
Кеси.
Собака ворчит
Шорох листьев сухих различая, -
Буря на дворе.
Соно-дас.
Зимняя буря,
Часто-часто от страха моргает
Кошка в уголке.
Ясо.
Вот видите, какие разные стихи, но что их объединяет? Правильно, именно любовь к природе …
А теперь рассмотрим картины художников. Картины я разделила на две группы, почему? Что объединяет и в чём разница между этими группами репродукций?
(Это пейзажи, которые различаются тем, какая природа изображена,потому что у всех народов разное понимание природы).
IV. Анализ картин.
Шишкин “Корабельная роща” и другие. (Простор, ширина).
Анализ картин японских художников. (Простор ограничен, картина- свиток).
И русские, и японские художники любят природу, но понимают её по-разному. С творчеством русских художников мы с вами будем знакомить подробнее позже, а сегодня обратим особое внимание на работы японских художников.
Как называют японцы свою страну? Почему? (Страна восходящего солнца. Японцы живут на островах в Японском море и считают, что первыми встречают солнце; очень любят свою страну и природу).
V. Звучит тихая японская мелодия. (Играет ученик на синтезаторе).
На фоне музыки рассказ учителя.
Японцы очень трепетно и нежно относятся к природе. Отмечают праздники, посвящённые природе. Например, “Праздник цветения сакуры”.
При цветении сакуры города превращаются в сказочное, лёгкое дуновение ветерка и листочки цветов сакуры кружатся в воздухе.
А возле своих жилищ японцы годами создают миниатюрные сады, где можно увидеть деревья со всего мира высотой не больше 30 сантиметров, среди деревьев есть речки с мостами, водопады. Создают сады камней, среди них бегут маленькие речушки. И все эти богатства – сады передают японцы по наследству. Японцы очеловечивают природу и так говорят о ней:
Вода – это кровь гор, деревья и травы – волосы, облака и туманы – их небесные одежды.
Вода – это зеркало гор, в котором отражаются брови и глаза домов, их изгороди, вместе с тем вода – это душа рыбаков.
Вот поэтому культура этой страны и природа удивляют нас и восхищают своей необычностью, нежностью.
Представьте, что вы японские художники, попробуем создать свитки (пейзажи).
Попробуйте передать красоту какой- нибудь веточки, дерева, камыша ит.п. А цветовое решение каждый выбирает сам.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Рефлексия: Выставка работ. Коллективная оценка работ.
Спасибо за работу!