Цели занятия:
- познакомить с понятием «право собственности»;
- сформировать умения и навыки самостоятельной работы с образовательным комплексом;
- воспитать бережное отношение к природным ресурсам.
Задачи занятия:
- понимать значение эффективности использования ограниченных ресурсов;
- понимать, что право собственности – источник определенности в рыночной экономике;
- уметь различать права собственника: владение, распоряжение, пользование;
- уметь приводить примеры;
- иметь представление о законодательстве РФ, регулирующее отношения собственности.
Тип занятия: лекционное занятие с использованием информационных технологий и активных методов обучения (деловая игра «Право собственности и стимулы»).
Реквизит:
- мел или липкая лента, скрепки (не менее 50 штук), конфеты (карамельки 0,3 кг);
- образовательный комплекс фирмы 1С «Экономика и право 9-11 классы – 1С: Образование»;
- карточки с заданиями по образовательному комплексу фирмы 1С «Экономика и право 9-11 классы – 1С: Образование» для каждого учащегося - два варианта (Приложение1);
- бланк ответов к утверждениям (Приложение2);
- правильные ответы и критерии оценок по количеству баллов (Приложение3);
Материальное и техническое обеспечение: Компьютер с колонками, компьютерный класс, проектор, проекционная панель.
Ход занятия
Кол. мин. | Тема |
Методы обучения |
Средства |
3 |
Организационный момент, объявление темы занятия |
- |
Журнал. |
2 – 3 |
Повторение содержания аксиом экономики |
Фронтальный опрос |
|
3 - 5 |
Интерфейс мультимедийного учебника |
Объяснение |
Проектор |
20 |
Право собственности |
Самостоятельная работа учащихся |
Мультимедийный учебник |
3 - 5 |
Проверка правильности ответов и подсчет количества баллов по вопросам |
Объяснение и самостоятельная работа учащихся |
Проектор |
1 - 2 |
Правила деловой игры «Право собственности и стимулы» - 1-й тур |
Объяснение |
|
1 |
Деловая игра 1-й тур |
|
|
1 |
Правила деловой игры «Право собственности и стимулы» - 2-й тур |
Объяснение |
|
1 |
Деловая игра 2-й тур |
Деловая игра |
|
10 |
Подведение итогов деловой игры. |
Обсуждение |
|
5 |
Подведение итогов занятия. |
|
Проектор |
Сценарий занятия «Право собственности»
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Анатольевна. Я очень рада вас видеть в стенах нашего центра. Сегодня вы узнаете, что такое понятие «Собственность» с точки зрения юриста и экономиста, а также для закрепления этого понятия будете участвовать в деловой игре «Право собственности и стимулы».
Но прежде, чем ее начать давайте повторим основные экономические понятия, которые прошли на прошлых занятиях.
№ |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
Что является конечной целью развития любой экономической системы? |
Удовлетворение потребностей, как индивида, так и общества в целом. |
Ученикам можно подсказать, задав вопрос: цель экономики? |
|
Правильно! |
1. Человеческие потребности безграничны и имеют тенденцию к увеличению. |
Каменев В.Д.
|
Ведущий:
Все правильно. Знание и понимание этих аксиом поможет вам в изучении темы сегодняшнего занятия «Право собственности». Использовать будете образовательный комплекс фирмы 1С «Экономика и право 9-11 классы».
Интерфейс этого учебника и правила работы принципиально не отличается от стандартных приложений Windows. Посмотрите на экран.Первая строка – название окна, в котором указано название программы, а справа находятся стандартные кнопочки управления окном программы: свернуть, восстановить обратно и закрыть.
Вторая строка - горизонтальное меню.
При рассмотрении каждого сюжета вам доступны следующие массивы информации:
- учебные тексты, описывающие сюжет с экономической точки зрения;
- учебные тексты, описывающие сюжет с правовой точки зрения;
- глоссарии экономических и правовых терминов;
- библиотека справочной литературы, включающая законодательные акты;
- галерея персоналий;
- библиография;
- аудиовизуальные материалы.
Учебный материал разбит на 17 тем, переход между которыми осуществляется по гиперссылкам. Темы разделены на разделы. Переход от раздела к разделу осуществляется при помощи кнопок навигации (Рисунок1).
Все понятно?
Тогда приступим. У каждого из вас на столе есть 2 листочка: один с утверждениями, второй – бланк ответов. Если вы полностью согласны с утверждением, то на бланке ответов ставите знак «+», если нет, то ничего не ставите. Поможет вам справится с заданием образовательный комплекс, в котором есть нужная информация в разделах, указанных на первом листике. По окончании работы, на которую у вас будет 25 минут, проверим правильность ответов и посчитаем количество набранных баллов. Кто первый ответит, получить бонусных 2 балла.
У кого-нибудь есть вопросы? В ходе работы, если у кого-то они возникнут, поднимите руку, я подойду. Одевайте наушники и начинаем работать.
По истечении 25 минут работа с учебником заканчивается.
Ведущий:
Закончили работу с комплексом. Проверьте правильность заполнения бланков. В колоночке с баллами за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу, а затем посчитайте сумму всех баллов.
На экран выводится таблица с правильными ответами.
Ведущий:
Для закрепления, полученных знаний, проведем игру «Право собственности и стимулы». Стимулы являются неотъемлемой частью экономики, но для разных субъектов рыночной экономики они отличаются.
Что для рабочего, учителя является стимулом? (Размер оклада, величина премий, льготы и гарантии (жилье, транспорт, детский сад и пр.))
Что для владельца акций является стимулом? (Величина процента по акциям).
Что для предпринимателя является стимулом? (Размер прибыли).
Что для владельца земли является стимулом? (Размер ренты).
На полу мелом или клейкой лентой рисуется квадрат, в который помещают 50 (или более, в зависимости от количества участников) скрепок..
Ведущий:
Попрошу всех встать и подойти ко мне. Как видите, на полу нарисован квадрат, в котором находятся скрепки. Игра будет проходить в два периода. За каждую поднятую скрепку в первом периоде вы получите по одной конфетке, а во втором – по 2 конфетки. Хочу заметить, что во втором периоде можно будет поднять лишь те скрепки, которые не были подняты в первом. При этом каждый период будет продолжаться только по 1 минуте, а скрепки будут пересчитываться только в тот период, в котором они подняты. Жюри будет внимательно следить за соблюдением этих правил.
Все поняли правила игры? Если кто-то не понял, то повторить правила игры.
Начинаем.
Возможно, в начале возникнет желание или попытка сговора, подождать, но вскоре кто-то начнет собирать скрепки как можно быстрее, и все остальные тоже «впрыгнут», что бы получить «свою долю». Все скрепки будут собраны в первом периоде. Обменять скрепки у каждого игрока на конфетки.
Затем расчертить квадрат на сегменты по количеству участников. Поставить учащихся в разные квадраты, одного из учеников, можно вне игрового поля. Вновь бросить скрепки на пол – так, чтобы они упали в разные квадраты.
Ведущий:
А теперь повторим игру. Правила те же: за поднятую скрепку в первом периоде вы получите по конфетке, а во втором – по две. Однако вы можете поднимать только те скрепки, которые находятся в вашем квадрате. Каждый период продолжается по 1 минуте.
Начали!
Скорее всего, ни одна скрепка не будет поднята. По истечении 1 минуты игру прекратить.
Ведущий:
Спасибо всем за участие в игре. Садимся на места.
№ воп-роса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1. |
Какие экономические понятия мы проиллюстрировали с помощью этой игры? |
Ограниченность ресурсов, факторы производства и экономические стимулы |
|
2. | Какую роль «играли» я и жюри? |
Роль природы и случая при распределении ресурсов и государства как арбитра за соблюдением законов, в том числе соблюдение права частной собственности. |
|
3. | Если цель общества – получить наибольшую ценность из своих ограниченных ресурсов (эффективность распределения), то когда нужно собирать скрепки? |
Во втором периоде (третьем), поскольку желание и возможность заплатить за них (их ценность) больше (двое больше). |
|
4. | Заметьте, что скрепки были оставлены на второй период только тогда, когда играли во второй раз. В чем разница? |
Во второй раз на скрепки распространялось право собственности. |
|
5. | Как изменились для вас стимулы во второй игре? |
Поскольку во второй раз игроки могли контролировать сои скрепки, они получили большую выгоду подождав. В первый раз ожидание могло стоить игрокам возможности получить что-либо вообще. |
|
6. | Если связать эту игру с охотой на китов: пол – океан, скрепки – киты, а ученики – китобои, то у последних есть стимулы контролировать количество китов? |
Нет.
|
|
7. | Китами кто-то обладает? |
Нет. |
|
8. | Правильно ли я вас поняла: киты ничьи и никто не может контролировать доступ к ним. Следовательно, можно связать эксплуатацию китов с отсутствием соответствующим образом определенных прав собственности. |
Да. |
|
9. |
Скажите, а, сколько говядины или курятины потребляется каждый день в нашей стране? |
Не знаем.
|
|
10. | Так почему нас не беспокоит «охрана коров» или «охрана кур», но беспокоит «охрана китов»? |
Поголовья коров и кур находятся в частной собственности. Таким образом, если их хозяева предвидят возможное уничтожение или дефицит коров в будущем, они придержат своих коров и не выставят говядину на рынок сегодня, чтобы получить преимущество от более высоких цен в будущем. |
|
11. | Какой стимул дает право собственности владельцу ресурсов? |
Право собственности дает владельцу ресурсов стимул продавать их в тот момент, когда они оцениваются наиболее высоко. |
|
12. | Какие еще ресурсы похожи на китов? |
Воздух, источники воды, нефтяные месторождения, дикая природа. |
Можно подсказать ученикам, спросив: кто владеет воздухом в комнате? |
13. | Исходя из результатов этой игры, как названные вами ресурсы будут использоваться, если не будет никакого внешнего вмешательства? |
Они будут неправильно использоваться или использоваться слишком быстро с точки зрения эффективности распределения. |
|
Ведущий:
Итак, мы сегодня узнали, что:
1) Собственность как экономическая категория неразрывно связана с тезисом об ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей.
2) В экономике должно быть четко определено, кто владеет ресурсом, кто и в какой форме получает доход от его использования, как учитываются интересы третьих лиц.
3) Основу рыночной экономики составляет частная собственность.
4) Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
5) Но собственность – это не только права, но и ответственность.
Надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в жизни. А теперь оцените, на сколько вы сегодня поработали. (Выводится слайд с критериями оценок). Кто поработал на «5», на «4». Молодцы!
Мне очень понравилось с вами работать, но время занятия подошло к концу. Буду рада видеть вас вновь. А пока, до свидания.