Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

Разделы: История и обществознание, Русский язык, МХК и ИЗО


Подготовительная работа:

1) диктант "Боярыня Морозова";
2) изложение "Труд";
3) межпредметные связи: история ("Раскол в русской православной церкви").

Цели и задачи урока:

1) учить учащихся рассматривать произведение искусства в историческом аспекте, нравственном, духовном, эстетическом, народном;
2) учить оценке композиционных и цветовых решений картины;
3) объединять зрительные впечатления со знаниями по истории и литературе;
4) учить умению анализировать собственные впечатления и чувства;
5) развивать ассоциативное мышление;
6) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине "Боярыня Морозова";
7) развивать монологическую речь;
8) умению правильно и логично излагать собственные мысли;
9) через произведение искусства добиваться решения эстетических, познавательных задач;
10) прививать любовь к прошлому своей страны, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
11) указать на роль личности в истории русского государства.

Наглядность:

- репродукция картины "Боярыня Морозова" В.И. Сурикова
- репродукции картин: "Утро стрелецкой казни, "Меньшиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком";
- портрет В.И. Сурикова; - стенд с биографическими данными художника, материалы по истории (тема: "Раскол в русской православной церкви"), этюды картины;
- плакаты с эпиграфами для сочинения; - стенд с "трудными" словами по теме;
- информационные карточки для каждого ученика;
- книга из с. соч. "Романовы. Алексей Михайлович" (И.Е. Зарин "На изломе").

ТСО: муз. запись с оперой Мусоргского "Хованщина" (5д. "Поляна перед скитом" или 4д. "Красная площадь").

Подготовка к уроку.

На парте у каждого ученика заранее подготовленные информационные карточки:

1) текст диктанта "Боярыня Морозова";
2) содержание изложения "Труд";
3) текст "Художник В.И. Суриков";
4) тетрадь по развитию речи, черновик.

Доска: плакат с эпиграфом к уроку, сочинению:

"Боярыня Морозова"- жемчужина Третьяковки, одна из самых потрясающих картин планеты. В ней главенствует дух людской, проявление характеров, тайные движения души...
Перед вами трагедия народная, ничуть не уступающая Шекспиру...

(Игорь Долгополов, заслуженный деятель искусств РСФСР).

... Лишь редкие художники, такие, как Суриков, способны построить мосты из глубокой древности до наших дней и бесконечно вперёд - в вечность.

А.Н. Бенуа.

Вертикаль – это Бог,
Горизонталь – это Жизнь,
в точках пересечения -
Я, Микельанжело, Шекспир, Кафка.

Сергей Довлатов.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.

- Для сочинения по картине мы выбрали "Боярыню Морозову", великолепное произведение одного из русских художников, произведение чрезвычайно национальное по духу, насыщенное драматизмом, глубокое исследование души человеческой. Мы выбрали произведение историческое не только потому, что это продолжение работы, начатой на уроках литературы (анализ "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова), но прежде потому, что всякий исторический момент, изображенный большим художником, как в литературе, так и в живописи, звучит современно, связывает сегодняшних зрителей и с художником прошлого века, и с его героями прежних времен. Это та связь времен, которая не должна быть прервана. Совершим экскурс в историю.

3. Выступления учащихся.

- Сообщение - историческая справка (тема: "Раскол в русской православной церкви")
- Сообщение - зачитывается текст диктанта "Боярыня Морозова"
- Сообщение "Художник Суриков В.И."
- Сообщение - зачитывается текст диктанта "Труд"

4. Учитель: Внимательно рассмотрим картину, мысленно представим себе, как вы опишите ее. Чтобы проникнуться духом эпохи, послушаем оперу Мусоргского "Хованщина" (историческая справка).

Беседа по картине:

Вопрос: Что привлекает наше внимание в картине, прежде всего?

Ответ: Сама героиня - боярыня Морозова (Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница, 1632-1675гг)

Слово учителя о личности боярыни Морозовой. Ярая сподвижница протопопа Аввакума, возглавлявшего раскол.

Вопрос: Что в ней нас поражает?

Ответ: Её бледное лицо, горящий, исступлённый взгляд, сильный жест (двуперстие).

Вопрос: Каков характер героини?

Ответ: Сила духа, мужество и стойкость, самоотверженность, способность к самопожертвованию во имя идеи. Перед нами женщина, измученная заточением, пыткой, закованная в цепи, но не сломленная.

Учитель: "Персты твоих рук тонкокостны, а очи твои молниеносны, кидаешься ты на врагов, как лев", - говорил протопоп Аввакум.

Вопрос:

- А какое впечатление производит Морозова на окружающих?
- Как можно назвать людей, окружающих её? Единомышленники, народ, толпа?

Выберем слово "толпа". Что такое "толпа"? Дайте лексическое значение слова.

Толпа - это сборище случайных людей, пришедших сюда с разными целями.

- Как художник показал борьбу идей, мнений?

Описание единомышленников и врагов, любопытных:

1) Обращается внимание на юродивого, который протягивает двуперстное знамение (вспоминаем, что Сурикову позировал торговец огурцами на толкучке, сам человек тронутый). Юродивых на Руси почитали. Он одной веры с боярыней. Возможно, вот такие юродивые приходили в дом к боярыне, и она покровительствовала им, пригревала, давала подаяние, привечала, помогала выжить. На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи.
Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, скорбь его. Одежда - рваное рубище, рядом на снегу миска с деньгами (подаяние.).

2) Коленопреклонённая старуха-нищенка с выражением любви и жалости смотрит на мученицу. Холщовая сумка через плечо.

3) Мудрым состраданием полны и странник (преследования за веру) со старообрядческим посохом в руках, снявший шапку перед боярыней, и пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (символизирующим в народной поэзии слёзы).

4) Низко склонилась боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке. В образе боярышни воплощены душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе. Наклон головы, цветовое решение фигуры (в идее самоотвержения лежит это сопоставление).

5) Тревожно выглядывает из-за чьего-то плеча монашка.
6) Дети с изумлением и тревогой глядят на боярыню.
7) Княгиня Урусова, с молитвенно поднятыми руками спешит за сестрой.

8) Слева, за спиной боярыни слышится злорадное хихиканье попа и хохочущий басок самодовольного купца, но их смех тонет в общем настроении глубокого сострадания и сочувствия - таково общее настроение народа.

- Отчего же у нас создаётся такое впечатление?

Ответ: Это видно по выражению лиц, по тому, как люди сдвинулись вокруг саней, фигуры словно срослись, это передаёт движение, взволнованность.

Учитель. В сердца людей словно проникает огненный взор боярыни, и потрясённая толпа превращается в народ, сознающий себя как единое целое.

Вывод: Как ни хорош образ героини - мученицы, но созданный Суриковым образ народа не менее значителен.

Вопрос: Почему народ "безмолвствует" при общем сочувствии личности и подвигу Морозовой?

Ответ: Народ молчит подневольно. Алебарда, поднятая над людьми, как будто пригибает их к земле, смиряет возможное возмущение, готова упасть на каждую склонённую голову.

Учитель: "Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе ещё не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание" (Гаршин В.М.).

Действительно, в картине всё правдиво и достоверно. Следовательно, художник очень тонко решил общую композицию картины.

Композиция картины

Вопрос: Какие композиционные средства призвал на помощь Суриков?
Ответ: Удивительная достоверность каждого персонажа.

Вопрос: С какой точки зрения изображена Морозова на санях?
Ответ: Немного сверху, так что видна спина лошади.

- Почему?
- И фигура, и жест при таком расположении выглядят значительнее.

Вопрос: А как изображена толпа справа и слева от саней?
Ответ: С более низкой точки зрения.

- Зачем?
- Это укрупняет её, усиливает впечатление многозначительности.

Вопрос: Что создаёт у нас впечатление движения, волнения в толпе, которая стоит неподвижно?
Ответ: Чередование повёрнутых голов то вправо то влево.

Вопрос: А что создаёт впечатление перспективы, уходящей вперёд улицы?
Ответ: Треугольник толпы, высоко поднятые алебарды стрельцов.
Движение. Необратим бег саней к месту казни. Необратимость времени. Нет спасения. Трагедия.

Учитель: Когда Л. Толстой посмотрел незаконченную работу, он посоветовал Сурикову отрезать кусок нижнего плана. Почему этого нельзя было сделать?
Ответ: Исчезла бы иллюзия движения.

Вопрос: Как же передано движение саней?
Ответ: Снежные колеи, крен саней влево, увязший полоз, копыто лошади, бегущий мальчик, наклон фигуры Урусовой, движение вперёд к проехавшим саням, нищей и юродивого.

Вопрос: Где центр всей композиции?
Ответ: Это жест поднятой руки, к которому сходятся все основные линии пространственного треугольника; ему отвечает такой жест юродивого. Зритель невольно протягивает между ними нить и находит центр композиции и главное воплощение замысла.

Вот так мастерски, незаметно для нашего непосредственного восприятия, Суриков создаёт цельное произведение, трагическое, историческое и очень правдивое.

Вопрос: А ещё почему картина производит на нас такое впечатление?
Ответ: Она очень красива, одна из лучших картин русской живописной школы, необычайно красочна.

Мы помним, что в основе живописного замысла - ворона на снегу - сочетание черного с белым.

- А что на полотне? Каков общий тон?

Всё сложнее: жемчужно - серый тон русской зимы, голубоватая дымка дня и одновременно ковровая красочность древнерусских одежд.

- Как создаётся этот тон?

Ответ: Голубые блики на рыхлом снегу, голубые церкви, главки. Приём рефлексии - цветового пятна, бросающего блики. Розовые и лиловые тона создают тревожное настроение, атмосферу тревоги.

В колорите "Морозовой" имеются своего рода "узловые пункты", отправные точки, совершенно необходимые, в столь многокрасочном произведении...

В левой части картина начинается густою нотой темно-фиолетовой, почти чёрной шубки столичной боярышни... От этой густой ноты через тёмно-зелёную шубу попа, огневые пятна стрелецких кафтанов и коричневую лошадь совершается переход к наиболее мощной "басовой" ноте в колорите картины - чёрному одеянию Морозовой. Отсюда через пёструю "набойчатую" шубейку мальчика переход к новой ударной ноте - горячему, кроваво-красному пятну шубы Ртищевой (Урусовой) и кафтана идущего рядом стрельца. Тёплые тона золотого шитья коричневатых одежд соболезнующей женщины предшествуют следующей ударной ноте - яркому и холодному пятну синей шубки склонившейся девушки, окружённой коричневатыми, черными и серо-белыми тонами...

Основная мелодия красок "Морозовой": от тёмно-фиолетового и тёмно-зелёного через красный к чёрному и от чёрного снова через красный к синему. Эту основную мелодию сопровождают, конечно, другие тона, главным образом, коричневые и желтоватые (золото шитья на одеждах, золотая парча, солома).

Вопрос: Подумайте, какие произведения в других видах искусства напоминает "Морозова"?

Стасов считал творение Сурикова равновеликим "Борису Годунову", "Хованщине", "Князю Игорю".

Вопрос: Почему Сурикова привлекала боярыня Морозова?

Ответ: Здесь выразилось его пристрастие к бунтарству, его увлекала незаурядная личность Морозовой, непреклонность, сила страстей.

Рекомендация: Можно посоветовать учащимся: прочитать книгу из 19т. собр. соч. "Романовы. Алексей Михайлович", (роман "На изломе" И.Е. Зарин).

5. Составляем примерный план к сочинению.

Примерный план

I. Слово о художнике В.И. Сурикове.
II. Описание картины:

1) Описание происходящего (исторический фон).
2) Героиня картины - боярыня Морозова.
3) Народ как герой произведения:

а) - юродивый; нищенка;
б) - боярышня;
в) - странник;
г) - пожилая горожанка;
д) - княгиня Урусова;
е) - стрельцы;
ж) - поп и купец;

4) Жизненная достоверность картины.
5) Изображение с разных точек зрения.
6) Приёмы передачи перспективы и движения.
7) Центр композиции - главное воплощение замысла.
8) Цветовое воплощение замысла.
9) Московская улица 17века.

III. Вывод. Почему "Боярыня Морозова" стала одной из лучших картин в русском искусстве?
IV. Моё отношение к картине.
V. Написание сочинения.