Тема: Чтение и письмо слов и предложений с буквами Г, г.
Цели:
- Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения.
- Формировать навык письма слов с письменного текста.
- Развивать устную и письменную речь, фонематический слух.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарий осины, рябины, дуба, ивы; слова, напечатанные на листах: осина, рябина, дуб, ива; таблица грибов; 8 «сказочных» грибов (на каждом грибе по одной букве - М, о, л, о, д, ц, ы, !); схема с буквой Г; образец написания букв Г, г; портрет А. Л. Барто; учебник для 1 класса Горецкого В. Г., Кирюшкина В. А. «Русская азбука», пропись № 3 Горецкого В. Г., Федосовой Н. А., магнитофон.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.
- Сегодня на уроке мы отправимся в «сказочный» лес собирать «сказочные» грибы. Если выполним все задания и соберем все грибы, то они нам о чем - то скажут. Итак, в путь!
2. Проверка домашнего задания, повторение изученного.
1). Соотнеси гербарий со словами.
- С наступлением осени листья на деревьях засыхают и опадают, но можно специально засушить листочки. Вспомните, как называются засушенные листья деревьев? (Гербарий). Соотнесите слова с гербарием.
ива |
рябина |
дуб |
осина |
|
После выполнения задания сорвать один грибок.
2). Работа по учебнику (с. 124).
На странице напечатаны слова: снеговик, ягоды, санки, дорога, дети, рябина, снегири, горка. (Чтение слов по цепочке).
- Назовите слова, состоящие из двух слогов. (Санки, дети, горка).
- Назовите слова, которые обозначают одушевленные предметы. (Дети, снегири).
- На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? (Кто?)
После выполнения задания сорвать один грибок.
3). Доскажи словечко.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол).
- Напечатайте слово, укажите гласную.Лодки по морю плывут,
Люди веслами…(гребут).
- Разделите слово на слоги, укажите «опасное» место, подберите проверочное слово.На жарком солнышке подсох,
И рвется из стручков… (горох).
- Разделите слово на слоги, укажите «опасное» место. Это словарное слово, его надо запомнить.
После выполнения задания сорвать один грибок.
4). Работа над стихотворением.
Скажи погромче
Слово «гром» -
Грохочет слово,
Словно гром.
- Кто автор этого стихотворения? (Русская поэтесса А. Л. Барто).
- Кто выучил стихотворение? (Обратить внимание на постановку тире, запятой, повторение звука [р] в словах).
(Чтение стихотворения наизусть по одному ученику с каждого ряда, потом все вместе).
После выполнения задания сорвать один грибок.
5). Работа по таблице.
К |
ка |
ку |
ко |
ки |
ке |
Г |
га |
гу |
го |
ги |
ге |
- Назовите слоги с мягким согласным звуком. [к ']
- Назовите слоги с твердым согласным звуком. [г]
- Какие слоги мы не назвали? С каким они звуком? [г ']
- Почему буквы Г - К написаны рядом? (Парные согласные по глухости - звонкости).
Вывод: Буква Г может обозначать два звука [г], [г '].
3. Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
(Физкультминутка выполняется под музыку).
Идем в лес по грибы. Встали рано, потянулись, умылись, оделись, взяли корзинки и пошли.
Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки, наклоняемся, чтобы увидеть гриб. Увидели, присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. (Имитация движений, движения соответствуют словам).
- Постановка темы урока.
- Что мы собираем в сказочном лесу? («Сказочные» грибы).
- С какой буквы начинается слово «гриб»? (С буквы Г).
- Сегодня на уроке мы будем читать, писать слова с буквами Г, г.
5. Работа над новым материалом.
1). Работа в прописи (с. 25).
Рассматривание образца написания буквы Г.
- Из скольких элементов состоит буква Г? (Из двух).
- Давайте подготовим руки к письму буквы Г. (Физкультминутка для пальцев рук).
- Вспомните, как нужно сидеть при письме. (Повторить правила посадки при письме).
- Обведите элементы буквы Г.
- Обведите узоры, в которых есть элементы буквы Г.
- Напишите строчку с заглавной буквой Г. (Сначала показать, как пишется буква Г).
- Какие слова мы пишем с большой буквы? (Имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, областей…)
- Напишите слоги (Га, Ги, Ге) по одному разу.
- Как вы думаете, какой слог лишний и почему? (Га, т. к. буква Г обозначает звук [г]).
- Прочитайте предложение. (Галя и Гена собирали грибы.)
- Подчеркните орфограммы, найдите в словах «опасные» места, разделите слово собирали на слоги. Помните, что переносить слово на письме надо по слогам.
- Спишите предложение.
После выполнения задания сорвать один грибок.
2). Беседа.
В какое время года собирают грибы? (Осенью).
- Какие грибы вы знаете?
(Учащиеся перечисляют названия грибов.)
- А что вы представляете себе при слове « лисички»? (Название гриба и дикого животного).
Вывод: Одно слово может обозначать несколько предметов, такие слова называются омонимами.
- Все ли грибы съедобны?
- Как нужно собирать грибы? (Срезать ножом, если рвать, то можно повредить грибницу).
- Как вы думаете, что будет, если не будет грибов? (Могут погибнуть птицы и звери, так как не будет корма).
После выполнения задания сорвать один грибок.
3). Работа над скороговоркой.
До города дорога в гору,
От города - с горы.
- Как вы думаете, зачем мы учимся произносить скороговорки? (Чтобы четко произносить все звуки и говорить правильно слова).
- Проведем соревнование, кто кого переговорит. (Выходят по два человека с ряда, после по вариантам).
После выполнения задания сорвать один грибок.
4). Работа по иллюстрации.
- Закончится осень, пройдет зима и наступит…(Весна).
- Какие признаки зимы отображены на иллюстрации? (Ярче светит солнце, прилетели ласточки, распускаются листочки на деревьях)
- Какие ещё добавите? (День длиннее, теплее, расцветают цветы, тает снег, пробивается первая травка из-под снега, выходят из спячки животные, появляется потомство…)
5). Работа с текстом.
Весна.
Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно.
Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда - на луга и на поля.
Высокая вырастает трава на лугу!
- Как называется рассказ? (Весна).
- Познакомьтесь самостоятельно с текстом.
-Прочитаем все вместе рассказ.
- Кто желает прочитать? (Чтение предложений по желанию).
- Почему трава вырастает на лугу высокая?
После выполнения задания сорвать один грибок.
6. Итог урока.
- Все грибочки собраны, значит, все задания сделаны. Хорошо поработали?
- Посмотрите, какое же слово получится, если переставить буквы? (Молодцы!).
Прозвенит сейчас звонок.
И закончится урок.
- Всем спасибо.