Тема: Рисование с натуры весенней ветки.
Цель: продолжить работу по формированию умения работать с красками.
Задачи.
- Развивающая: развивать умение передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей, закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги.
- Коррекционная: коррегирование перцептивных действий, то есть умения обследовать предметы по форме, величине, цвету.
- Воспитательная: воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца.
Оборудование для учеников: карандаш, ластик, кисточка, штамп, краски, лист бумаги.
Оборудование для учителя: ветка с распустившимися листочками, лист для педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово – композиция, варианты расположения рисунка на листе бумаги, варианты размера изображения, план анализа рисунков, музыка ( Чайковский «Времена года»).
План урока.
I. Подготовительная часть.
1.Организационный этап.
2. Вводная беседа.
II.Основная часть.
1. Анализ натуры.
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
3. Указания к началу работы.
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока.
2. Организация окончания урока.
Ход урока.
1. Подготовительная часть.
1. Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа.
- Ребята, я сегодня получила письмо от Снежной королевы. И вот, что там написано: «Я, Снежная королева, пролетая мимо вашего края, увидела, что Весна не торопится прийти к вам. Нет ни зелени, ни ручейков. И решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю только в одном случае, если Весна успеет прийти к вам раньше.»
- Что же делать? А ведь мы так соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке, по журчанию ручейков. Нужно подумать, что же предпринять. А пока мы думаем, послушаем стихотворение о весне, которое вы учили на уроке чтения.
- Кажется, я придумала, как обмануть Снежную королеву. Помните, еще когда на улице был снег, я принесла в класс веточку, которая казалась сухой. Мы поставили ее в воду и наблюдали, как из почек постепенно появляются листочки. Эта ветка говорит нам о приходе весны. Но она всего одна. Снежная королева ее даже не заметит… Давайте нарисуем каждый по ветке и повесим в классе. Снежная королева решит, что весна вступила в свои права и не вернется.
II.Основная часть.
1. Анализ натуры.
.- Сегодня вы будете рисовать нашу ветку, и создавать себе весеннее настроение. Ваши работы мы оставим на выставке.
- Рассмотрите ветку внимательно. Из скольких частей она состоит?
- Какая из этих частей самая большая?
- Ветка ровная или искривленная? Обратите внимание, она постепенно сужается.
- Какой формы ветки?
- Что располагается на каждой ветке?
- Посмотрите каждый на свою веточку на парте. Как растут листья? (По нескольку на одном черенке.)
- На что похожи листья? (На треугольники.)
- Давайте рассмотрим цвет. Какой он у веток? (Коричневый.) Где находится наиболее светлая часть? (вдоль ствола). Как мы будем ее раскрашивать? (Светлее, чем края.)
- Какого цвета листья? (зеленого).
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
- Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 4 задачи.
1 - правильно расположить предмет.
2 - величина предмета должна быть передана верно.
3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен.
4 - цвет предмета должен быть передан верно.
Чтобы выполнить эти задачи, рассмотрим этапы работы, схему построения изображения.
- Первый этап - правильно расположить лист бумаги. Скажите, что больше длина ветки или расстояние между кончиками верхних и нижних веток? (длина) Тогда как мы расположим альбомный лист? (по горизонтали)
- Второй этап работы это правильно выбрать размер рисунка и красиво расположить его на альбомном листе. Ребята, правильное и красивое расположение рисунка на листе называется композиция, Посмотрите на доску, запомните, как писать это слово и что оно обозначает. Еще раз прочитайте все вместе это слово. Что оно обозначает?
Чтобы правильно выбрать размер рисунка, посмотрите на доску, где приведена схема «Варианты размеров изображения». Какой из них верный? Почему?
Чтобы правильно разместить рисунок на альбомном листе, посмотрите на схему «Варианты расположения рисунка на альбомном листе» и скажите, какой из них верный? Почему?
- Третий этап – нарисовать основные части изображаемого предмета. (Ветки)
- Четвертый этап – в соответствии с размерами нарисовать мелкие детали: почки, черенки, отростки.
- Пятый этап - аккуратно раскрасить. Сначала середину ствола - светло-коричневым цветом. Затем края ствола - темно-коричневым, потом черенки – зеленым цветом. Далее раскрашиваем способом примакивания листики.
К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения работы по схеме построения изображения. Пока ребенок объясняет, учитель одновременно выполняет педагогический рисунок на специально отведенном для этого листе.
3.Указания к началу работы.
Итак, я хочу напомнить 4 задачи рисования, с которыми вы должны справиться на этом уроке:
1 - правильно расположить предмет.
2 - величина предмета должна быть передана верно.
3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен.
4 - цвет предмета должен быть передан верно.
- рисуем с натуры, поэтому чаще смотрим на ветку и сравниваем с тем, что нарисовали вы,
- во время рисования необходимо следить за осанкой.
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
- Итак, приступаем к работе. Для создания настроения я включаю музыку русского композитора Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года».
После завершения карандашного рисунка – физминутка.
Встали мы ровно, руки подняли.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья заложим назад.
Завершение рисунка – работа с красками.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов урока.
Анализ своих работ детьми выполняется по плану.
Выставление оценок.
2. Организованное окончание урока.
- Какое новое слово узнали на этом уроке? (Композиция.) Что оно обозначает? (Правильное и красивое расположение рисунка на листе бумаги.)
- Что вы сегодня рисовали? Для чего вы это делали? Теперь Снежная королева подумает, что наступила весна и не вернется к нам.
- Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Урок окончен.