Цели:
1. Образовательная:
- обобщение знаний учащихся о частях речи.
2. Развивающие:
- развитие наблюдательности и мышления;
- развитие познавательной активности детей.
3. Воспитательная:
- воспитание интереса к родному языку, бережного отношения к нашей планете.
Урок проходит в компьютерном классе, оборудованным мультимедийным проектором.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- презентация урока,
- компьютерные тесты для каждой группы учеников,
- конверты со словами для каждой группы,
- изображения грустного и весёлого Янта,
- индивидуальные иллюстрации летающих тарелок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Введение в тему урока. Минутка чистописания.
Презентация. (Приложение 1) Слайд № 1.
- Это Янт. Он недавно прилетел на Землю с другой планеты. Как вы помните, когда Янт плохо себя чувствует, его кожа становится зелёной, а уши-локаторы опускаются вниз.
- Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное)
- Янт собирался написать письмо своим родителям на другую планету и вот, что у него получилось:
“Земля – уникальный! На этой планета есть много вода! На Земля существовать миллионы форм жизни.”
- Вы поняли, что хотел написать Янт?
-Знает ли Янт русские слова? А умеет ли он соединять их в словосочетания и предложения?
- Вот поэтому настроение у него и испортилось. Янт помогал нам изучать информатику, а мы давайте поможем ему изучить русский язык.
- Но прежде проведём минутку чистописания. Пропишите буквосочетания:
рф, ия, мо, ог, ол.
- Составьте из этих буквосочетаний слово. Какое слово получилось? (морфология)
- Объясните Янту значение слова “морфология”. Запишите слово в тетрадь.
- Составляя своё письмо, Янт не знал ничего о частях речи русского языка и том, как они ведут себя в предложениях. Давайте поможем Янту и расскажем ему всё, что знаем о частях речи.
3. Тема.
- Сформулируйте тему нашего урока.
4. Обобщение теоретических знаний о частях речи. Тестирование.
- Прочитайте ещё раз письмо Янта. Какие самостоятельные части речи в нём встретились? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
- Разделимся на 3 группы. 1 группа вспомнит всё, что знает об имени существительном, 2 группа – об имени прилагательном, 3 группа - о глаголе.
Ученики отвечают на вопросы теста. (Приложение 2. Приложение 3)
-Запомните оценки, которые вам поставил компьютер. Кто не доволен своим результатом, может исправить свою оценку на следующих уроках.
Физминутка.
От небесного причала
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.
5. Словарная работа.
- Сегодня у нас на уроке необычный гость. Чтобы поднять Янту настроение, посвятим словарную работу ему.
- О каком словарном слове идёт речь? Запишите его в тетрадь, поставьте в нём ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. Проверьте себя по мультимедийному проектору.
1) Мир, вселенная (космос). Слайд № 3.
2)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите, это? (космонавт). Слайд № 4.
3)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную… (ракету). Слайд № 5.
- Познакомимся с новым словарным словом - галактика. Слайд № 6.
Галактика – это гигантская звёздная система.
- Какой общей темой можно объединить эти слова?
- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
- Вот и пополнили свой “космический” словарный запас. Теперь можно переходить к практическим упражнениям.
6. Практические упражнения. Конверты со словами. Слайд № 7.
Каждой группе даны слова.
- Составьте из данных слов предложения. Что нужно сделать со словами? (По смыслу изменить формы слов). Начинайте составлять предложение с выделенного слова.
Карточка 1 группе.
Планеты, звёзды, и, из, пыль, состоять, галактика.
Карточка 2 группе.
Путешествовать, пространство, галактика, космический, по.
Карточка 3 группе.
Путь, Млечный, наша, галактика, называться.
Каждая группа читает своё предложение.
- Можно ли из получившихся предложений составить рассказ?
- Прочитайте. Какое слово повторяется? На какое другое слово мы можем его заменить? (она) Какой частью речи является это слово?
- Прочитайте ещё раз рассказ? Понравился он вам? Озаглавьте его.
- Запишите название и рассказ. Слайд № 8.
Физминутка.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают
Отдыхают… Засыпают,
Шея не напряжена
И рассла – бле – на…
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко…ровно…глубоко… (Пауза)
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Работать нужно продолжать!
Задание 1 группе: подчеркните глаголы и сделайте морфологический разбор одного глагола.
Задание 2 группе: подчеркните имена существительные и сделайте морфологический разбор одного имени существительного.
Задание 3 группе: подчеркните имена прилагательные и сделайте морфологический разбор одного имени прилагательного.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседней группы. (1 группа проверяет 3 группу, 2 группа – 1 группу, 3 группа проверяет 2 группу, так, чтобы каждая группа повторила все части речи)
- Что надо знать, чтобы правильно составлять предложения из слов русского языка?
- Теперь мы можем исправить ошибки Янта. Что у вас получилось?
Слайд № 9.
“Земля – уникальная! На этой планете есть много воды! На Земле существуют миллионы форм жизни”
- Ребята, наша планета действительно уникальна. Только на ней есть жизнь. Как мы должны беречь нашу Землю?
Слайд № 10.
- Посмотрите на Янта. Какой он? (весёлый)
- У Янта улучшилось настроение. Он рад. Вы смогли исправить все ошибки в его письме.
Янт запомнит всё, что вы ему показали и рассказали о частях речи. Теперь он сам будет грамотно писать на русском языке.
7. Подведение итогов.
- Чтобы правильно и красиво говорить и писать, мало знать слова, нужно ещё знать и законы русского языка.
8. Рефлексия.
- Спасибо вам за вашу работу. Если вы довольны своей работой на уроке, вам удалось вспомнить учебный материал и выполнить все задания – возьмите летающую тарелку и прикрепите её около веселого Янта.
- Если вы не очень довольны своей работой прикрепите летающую тарелку около грустного Янта.
- Посмотрите, ребята, как много учеников из нашего класса остались довольны своей работой! Молодцы! А вот этим ученикам есть над, чем поработать на следующих уроках.
Урок окончен.