Столбчатые и линейные диаграммы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Вывести алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм;
  2. Закрепить умение определять координаты точек, анализировать и решать задачи разного вида;
  3. Развивать навыки устных и письменных вычислений, логическое мышление, графические навыки; работы с MS Excel;
  4. Воспитывать ответственность принятия решения при выполнении практических заданий на компьютере.
I. Орг.момент “Есть терпение, будет и умение” - это девиз нашего урока.
II. Актуализация знаний

Беседа

Что такое диаграмма? Наглядный способ изображения числовых данных
Какие виды диаграмм вы знаете? Круговая, столбчатая, линейная.
Чем они отличаются друг от друга?  
Как построить круговую диаграмму? Чтобы построить круговую диаграмму надо найти центральные углы соответствующие данным величинам.
С помощью каких инструментов можно построить круговую диаграмму? Циркуль, транспортир, линейка.
Как построить круговую диаграмму на компьютере? Создать таблицу; выделить; меню “Вставка, “Диаграмма”; “Круговая”.
III. Постановка проблемы.

(Раздать по группам)

6 групп + цветные карандаши

Волшебная страна состоит из 5 частей: Розовой страны, Желтой, Голубой, Фиолетовой и Изумрудного города.

В Фиолетовой стране живет 55 жителей, в Розовой – 65 жителей, в Голубой 80, в Желтой – 85 жителей, а в Изумрудном городе – 75 жителей.

Страна Жители
Розовая 65
Голубая 80
Фиолетовая 55
Желтая 85
Изумрудная 75

Постройте диаграмму по этой таблице, наглядно иллюстрирующую количество жителей в Волшебной стране.

Но по этой диаграмме трудно увидеть соотношение жителей в Волшебной стране!

Может быть, попробовать другой вид диаграммы для более наглядного просмотра?

65 + 80 + 55 + 85 + 75 = 360 (жит.) – в Волшебной стране.

360 : 360 = 1° – приходится на одного жителя.

65 . 1° = 65° – соответствует жителям Розовой страны.

80 . 1° = 80° – соответствует жителям Голубой страны.

55 . 1° = 55° – соответствует жителям Фиолетовой страны.

85 . 1° = 85° – соответствует жителям Желтой страны.

75 . 1° = 75° – соответствует жителям Изумрудного города

Если дети сами предлагают столбчатую диаграмму Постройте столбчатую (линейную) диаграмму.  
А если не предлагают Вспомните, какие еще виды диаграммы мы изучали? Столбчатые (линейные)
IV. Тема и цели В чем испытываете затруднение? Не умеем строить столбчатые диаграммы.
Сформулируйте тему урока. Столбчатые или линейные диаграммы.
Какую цель перед собой поставим? Чему должны научиться на уроке. Научиться строить и анализировать столбчатые и линейные диаграммы.
V. “Открытие” нового

На компьютере показываем уже готовую построенную диаграмму

Включите мониторы компьютеров. У Вас на столах алгоритм построения диаграмм. Жители волшебных стран перепутали его. Ваша задача: проанализировать диаграмму на мониторе компьютера (Приложение 2) и выстроить правильный алгоритм построения диаграмм. На мониторе компьютера столбчатая диаграмма “Жители волшебных стран”. Приложение 1.
Алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм

Теперь попробуйте построить эту диаграмму у себя в тетрадях и на доске, пользуясь алгоритмом. (1 ученик на доске)

2) Физминутка для глаз и осанки.

Для глаз (стоя):

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 раз.

2. Вращать глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево. Повторить 4 раза.

3. Смотреть прямо впереди себя 2-3 секунды. Затем поставить большой палец руки впереди себя (на вытянутую руку) и перевести глаза на пальчик. Смотреть 3-5 секунд.

3) Вывод в учебнике Сравните свой алгоритм, который вывели с алгоритмом в учебнике. С. 41
Чем линейная диаграмма отличается от столбчатой? Если количество жителей изобразить столбиками – столбчатая, если отрезками – линейная.
4) Анализ диаграммы В какой стране живет больше всего жителей?  
В какой стране живет меньше всего жителей?  
IX. Физминутка “Голубая страна” под спокойную мелодию Сели ровно, прижались к спинке стула. Закрыли глаза. Представим то, о чем буду говорить.

Вы сидите в Голубом саду Волшебной страны. Вы спросите, что же тут необыкновенного?

А то, что розы в этом саду совершенно Голубого цвета, словно над садом прошелся Голубой дождь.

Бархатные лепестки роз излучали мечтательный аромат. Гуляя по саду, вы не заметили, как начался дождь. ДА ЭТО И НЕ УДИВИТЕЛЬНО!

Ведь это не совсем обычная страна. Здесь дожди идут ни час, ни два, и даже не неделю, а целый год.

Немного промокнув, вы поспешили вернуться в дом.

Откройте глаза.

VIII. Первичное закрепление

с. 42, №1 (б)

с. 42.№1(б). Ученые уже подсчитали какое количество осадков выпадает за год в стране. Ваша задача: внести данные ученых в таблицу, на основе таблицы построить диаграмму на компьютере. По ходу выполнения задания учащимся объясняется что такое гистограмма.
1) Анализ диаграммы Сколько осадков выпало в сентябре?

В каком месяце выпало самое меньшее количество осадков, самое большее?

В какие месяцы выпало одинаковое количество осадков?

На сколько меньше осадков выпало в феврале и в апреле?

Где еще может пригодится в волшебной стране построенная нами диаграмма? И нужна ли она?

 
X. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

с. 42, №1 (г)

Сейчас мы условно разделимся на 2 группы, чтобы закрепить умение строить столбчатые диаграммы двумя способами: 1 группа – строить в тетради, 2 группа – на компьютере.  
XI. Итог Что нового мы узнали на уроке?

Выполнили ли мы цели урока?

Расскажите алгоритм построения столбчатой или линейной диаграммы.

Что сегодня было самым интересным?

А самым главным?

Где в жизни Вам пригодятся полученные знания на уроке?

 
XII. Д/з