Цели:
- Вывести алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм;
- Закрепить умение определять координаты точек, анализировать и решать задачи разного вида;
- Развивать навыки устных и письменных вычислений, логическое мышление, графические навыки; работы с MS Excel;
- Воспитывать ответственность принятия решения при выполнении практических заданий на компьютере.
I. Орг.момент | “Есть терпение, будет и умение” - это девиз нашего урока. | |||||||||||||
II. Актуализация знаний Беседа |
Что такое диаграмма? | Наглядный способ изображения числовых данных | ||||||||||||
Какие виды диаграмм вы знаете? | Круговая, столбчатая, линейная. | |||||||||||||
Чем они отличаются друг от друга? | ||||||||||||||
Как построить круговую диаграмму? | Чтобы построить круговую диаграмму надо найти центральные углы соответствующие данным величинам. | |||||||||||||
С помощью каких инструментов можно построить круговую диаграмму? | Циркуль, транспортир, линейка. | |||||||||||||
Как построить круговую диаграмму на компьютере? | Создать таблицу; выделить; меню “Вставка, “Диаграмма”; “Круговая”. | |||||||||||||
III. Постановка проблемы. (Раздать по группам) 6 групп + цветные карандаши |
Волшебная страна состоит из 5 частей:
Розовой страны, Желтой, Голубой, Фиолетовой и
Изумрудного города. В Фиолетовой стране живет 55 жителей, в Розовой – 65 жителей, в Голубой 80, в Желтой – 85 жителей, а в Изумрудном городе – 75 жителей.
Постройте диаграмму по этой таблице, наглядно иллюстрирующую количество жителей в Волшебной стране. Но по этой диаграмме трудно увидеть соотношение жителей в Волшебной стране! Может быть, попробовать другой вид диаграммы для более наглядного просмотра? |
65 + 80 + 55 + 85 + 75 = 360 (жит.) – в Волшебной
стране. 360 : 360 = 1° – приходится на одного жителя. 65 . 1° = 65° – соответствует жителям Розовой страны. 80 . 1° = 80° – соответствует жителям Голубой страны. 55 . 1° = 55° – соответствует жителям Фиолетовой страны. 85 . 1° = 85° – соответствует жителям Желтой страны. 75 . 1° = 75° – соответствует жителям Изумрудного города |
||||||||||||
Если дети сами предлагают столбчатую диаграмму | Постройте столбчатую (линейную) диаграмму. | |||||||||||||
А если не предлагают | Вспомните, какие еще виды диаграммы мы изучали? | Столбчатые (линейные) | ||||||||||||
IV. Тема и цели | В чем испытываете затруднение? | Не умеем строить столбчатые диаграммы. | ||||||||||||
Сформулируйте тему урока. | Столбчатые или линейные диаграммы. | |||||||||||||
Какую цель перед собой поставим? Чему должны научиться на уроке. | Научиться строить и анализировать столбчатые и линейные диаграммы. | |||||||||||||
V. “Открытие” нового На компьютере показываем уже готовую построенную диаграмму |
Включите мониторы компьютеров. У Вас на столах алгоритм построения диаграмм. Жители волшебных стран перепутали его. Ваша задача: проанализировать диаграмму на мониторе компьютера (Приложение 2) и выстроить правильный алгоритм построения диаграмм. | На мониторе компьютера столбчатая диаграмма “Жители волшебных стран”. Приложение 1. | ||||||||||||
Алгоритм построения столбчатых и
линейных диаграмм
Теперь попробуйте построить эту диаграмму у себя в тетрадях и на доске, пользуясь алгоритмом. (1 ученик на доске) |
||||||||||||||
2) Физминутка для глаз и осанки. Для глаз (стоя): 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 раз. 2. Вращать глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево. Повторить 4 раза. 3. Смотреть прямо впереди себя 2-3 секунды. Затем поставить большой палец руки впереди себя (на вытянутую руку) и перевести глаза на пальчик. Смотреть 3-5 секунд. |
||||||||||||||
3) Вывод в учебнике | Сравните свой алгоритм, который вывели с алгоритмом в учебнике. | С. 41 | ||||||||||||
Чем линейная диаграмма отличается от столбчатой? | Если количество жителей изобразить столбиками – столбчатая, если отрезками – линейная. | |||||||||||||
4) Анализ диаграммы | В какой стране живет больше всего жителей? | |||||||||||||
В какой стране живет меньше всего жителей? | ||||||||||||||
IX. Физминутка “Голубая страна” под спокойную мелодию | Сели ровно, прижались к спинке
стула. Закрыли глаза. Представим то, о чем буду
говорить. Вы сидите в Голубом саду Волшебной страны. Вы спросите, что же тут необыкновенного? А то, что розы в этом саду совершенно Голубого цвета, словно над садом прошелся Голубой дождь. Бархатные лепестки роз излучали мечтательный аромат. Гуляя по саду, вы не заметили, как начался дождь. ДА ЭТО И НЕ УДИВИТЕЛЬНО! Ведь это не совсем обычная страна. Здесь дожди идут ни час, ни два, и даже не неделю, а целый год. Немного промокнув, вы поспешили вернуться в дом. Откройте глаза. |
|||||||||||||
VIII. Первичное закрепление с. 42, №1 (б) |
с. 42.№1(б). Ученые уже подсчитали какое количество осадков выпадает за год в стране. Ваша задача: внести данные ученых в таблицу, на основе таблицы построить диаграмму на компьютере. | По ходу выполнения задания учащимся объясняется что такое гистограмма. | ||||||||||||
1) Анализ диаграммы | Сколько осадков выпало в сентябре? В каком месяце выпало самое меньшее количество осадков, самое большее? В какие месяцы выпало одинаковое количество осадков? На сколько меньше осадков выпало в феврале и в апреле? Где еще может пригодится в волшебной стране построенная нами диаграмма? И нужна ли она? |
|||||||||||||
X. Самостоятельная работа с проверкой
по эталону. с. 42, №1 (г) |
Сейчас мы условно разделимся на 2 группы, чтобы закрепить умение строить столбчатые диаграммы двумя способами: 1 группа – строить в тетради, 2 группа – на компьютере. | |||||||||||||
XI. Итог | Что нового мы узнали на уроке? Выполнили ли мы цели урока? Расскажите алгоритм построения столбчатой или линейной диаграммы. Что сегодня было самым интересным? А самым главным? Где в жизни Вам пригодятся полученные знания на уроке? |
|||||||||||||
XII. Д/з |