Русское народное творчество на уроках музыки

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Открытое занятие “Скоморошьи забавы” входит в серию музыкальных занятий по изучению русского народного творчества в группе предшкольной подготовки Центра детского творчества г.Абакана (возраст детей 5-6лет). Структурные компоненты учебно-тематического плана группы предшкольной подготовки включают в себя 9 тем, соответствующие 9-ти месяцам обучения. Месяцу сентябрь соответствует тема “Дружба” (тема в, которой проходит знакомство с первыми музыкальными произведениями и песнями, а так же погружение в атмосферу дружбы и сотрудничества).

Октябрь: тема “Природа” (тема в содержании, которой, через проживание музыкальных произведений знакомимся с образами природных явлений).

Ноябрь: тема “Семья” (тема, в которой разучиваются песни и прослушиваются музыкальные произведения, посвященные семье).

Декабрь: тема “Сказка” (тема в которой, готовясь к празднованию Нового года, разучиваются рождественские и новогодние песни.)

Январь: тема “Искусство” (в этой теме происходит знакомство с музыкальными инструментами и жанром симфонический оркестр).

Февраль: тема “Любовь, дружба” (в этой теме исполняются песни о дружбе, происходит знакомство с музыкальными произведениями, содержащими в себе данную тематику).

Март: тема “Родина” (знакомство с русским народным творчеством, с творчеством русских композиторов, с жанром “русская народная песня”).

Апрель: тема “Космос” (тема, в которой через музыку знакомимся с произведениями и композиторами зарубежных стран).

Май: тема “Я ученик” (заключительная тема года, в которой подводится итог всем темам и обобщение полученных знаний за год).

Открытое занятие “Скоморошьи забавы” соответствует теме “Родина”. Очень важное место в воспитании детей старшего дошкольного возраста занимает изучение российской культуры, воспитание любви и патриотических чувств к родному Отечеству, к большой и малой Родине.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность занятия: 30-35 минут.

Цель: воспитание любви и уважения к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

  • помочь учащимся почувствовать колорит русской культуры, через звучание русских народных инструментов и музыкальные произведения русских композиторов;
  • развитие эмоций, фантазий, воображения учащихся, через проникновение в художественный образ скомороха (опера “Снегурочка” Н.А.Римский-Корсаков);
  • дать возможность детям, через игру на русских народных инструментах почувствовать прошлое русского народа;
  • воспитание коллективного сотворчества, через совместную игру в шумовом оркестре.

Оборудование:

  • музыкальные народные инструменты: дудочка, трещетки, балалайка, домра, жалейка, ложки, бубен и др;
  • кукла Петрушка;
  • наглядность: рисунок “Скоморохи”;
  • костюм скомороха;
  • декорации в стиле русской деревни;
  • магнитофон;
  • напольные коврики.

Музыкальный ряд: - сцена “Пляска Скоморохов” из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакого;

  • русская народная песня “Дудочка”;
  • музыка фона “Озорные частушки” Р.Щедрин.

Ход урока

Организационный момент: дети заходят в класс, оборудованный в стиле русской деревни, под музыку фона, садятся полукругом на заранее приготовленные стульчики. Детей встречает кукла Петрушка.

Петрушка: Я Петрушка, веселая игрушка, народ собираю, всех развлекаю. Будет много шума, будет много смеха, вам ребятам веселая потеха!

Выходит педагог в костюме Скомороха.

Скоморох: привет ребята! Узнали кто я?

Ребята: Скоморох.

Скоморох: мы скоморохи на все руки мастера мы и певцы и актеры, акробаты и поэты, музыканты и плясуны. Мы сочиняем скоморошины, в которых высмеиваем человеческие недостатки: жадность, злословие. А Петрушка нам помогает, участвует в спектаклях кукольного театра, который мы, скоморохи, устраиваем на площадях городов. Но церковные служители нас за все это не любят, ведь слово “скоморох” происходит от слова “морочить”: веселить, обманывать. А вот композиторы о нас, скоморохах, даже музыку пишут. Давайте послушаем, как изобразил скоморохов в своей опере “Снегурочка” русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Слушание “Пляски скоморохов” из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакого.

Беседа о прослушанном.

Скоморох: ну, как нас, скоморохов, Н.А. Римский-Корсаков изобразил? Как вы думаете, что скоморохи делали под эту музыку?

Ребята: (предполагаемые ответы) плясали, веселились, шутили, кувыркались. Скоморохи здесь веселые и озорные.

Скоморох: А мы, ребята, вам сейчас с Петрушкой наши любимые скоморошьи движения покажем.

Ребята проходят на коврики и делают движения под музыку “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакого (предполагаемые движения: прыжки, поджимая ноги; прыжки, разводя ноги и руки в стороны; кувыркания через голову; лежа на спине, болтание руками и ногами и др. движения).

Скоморох: Молодцы, ребята, у вас здорово получается! А мы не только плясать любим, но и петь. Научу я вас песне русской народной, а кто мне расскажет, что такое русская народная песня?

Ребята: (предполагаемый ответ) Это песня, которую придумал русский народ.

Скоморох: правильно, русская народная песня “Дудочка”. Я запеваю, а вы мне подпеваете вот такие слова: “Их, вох”.

Скоморох запевает: На зеленом лугу.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Раз нашел я дуду.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: То не дудка была.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Веселуха была.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стал я в дудку играть.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стали все танцевать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стали все подпевать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Да под дудку плясать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Да и мы с Петрушкой не с пустыми руками к вам пришли, а с музыкальными инструментами.

Скоморох достает из корзины русские народные музыкальные инструменты и, спрашивая название инструментов у ребят или называя их сам раздает ребятам (предполагаемые инструменты: дудочка, трещетки, балалайка, домра, жалейка, ложки, бубен и др.)

Ребята, играя по очереди, слушают, как звучат музыкальные инструменты, высказывают свое мнение о звучании того или иного музыкального инструмента. Затем вместе со Скоморохом репетируют совместное звучание инструментов в шумовом оркестре. Вновь поют песню “Дудочка”, добавляя на слова “Их, вох” звучание музыкальных инструментов.

Петрушка: Вот ребята, молодцы, повеселились от души, запомнили, кто такие скоморохи?

Ребята отвечают на вопрос Петрушки.

Скоморох: Ну, что ж ребята нам с Петрушкой пора, до свидания.

Ребята выходят из класса под фоновую музыку.