Информационные технологии на уроках окружающего мира (начальная школа)

Разделы: Начальная школа


Концептуальная цель преподавания окружающего мира: развитие у младших школьников стремления к познанию окружающего мира.

Стратегическая цель: развитие образного мышления, любознательности учащихся и бережного отношения к природе.

Задачи:

  • учить детей наблюдать и выделять характерные признаки весны;
  • определять последовательность событий в природе и их связи;
  • показать детям смену состояний природы, времен года;
  • развивать эмоциональное восприятие природы человеком.

Проблема: Дети не имеют полного представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Проблемный вопрос: Как мы узнаем, что на смену зиме пришла весна?

Варианты:

  1. таяние снега
  2. таяние льда и ледоход на реке
  3. прилет птиц из теплых краев
  4. появление листьев на деревьях
  5. цветение растений – первоцветов
  6. становится теплее
  7. увеличивается продолжительность дня.

Оптимальный вариант:

6+7+1+3+2+4+5

Текст: Узнаем весну по приходу тепла и увеличению продолжительности дня. Тает снег и лед, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы.

Тезис:

Какие чудные картины
Мир открывает нам порой!

В течение всего урока используется электронная презентация “Весна – пробуждение природы” (диск прилагается).

Презентация

Содержание Развитие личностных качеств школьника Развитие компетентностей
Организационный момент.

Игра “Доброе утро!”. Эмоциональный настрой на урок. На фоне музыки учитель читает стихи о красоте русской природы.

Организованность, положительные эмоции, аудиальный канал восприятия Информационная: настроить детей на положительное восприятие материала.
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

На экране картины природы четырех времен года. Учитель предлагает рассмотреть их, расположить по порядку и подумать, о чем сегодня будет разговор на уроке.

Учитель спрашивает:

- Какое время года сейчас?

Определяется тема урока “Весна – пробуждение природы”. Ученики с помощью учителя определяют цели урока.

Учитель просит детей рассмотреть картину Саврасова “Грачи прилетели” и назвать характерные признаки прихода весны.

Аудиальный и визуальный канал восприятия,

умение рассуждать, внимание, положительные эмоции, аргументированность речи.

Коммуникативная:

умение постановки цели с помощью учителя, умение высказывать свои идеи и аргументировать их.

Учитель просит детей назвать весенние месяцы, Для запоминания использует следующий прием. Спрашивает детей:

- Какой праздник начинает весну? (Праздник мам) По первым буквам ученики запоминают названия месяцев: март, апрель, май.

Логическое мышление,

Визуальный канал восприятия, логичность речи, умение слушать и слышать.

Информационная:

умение применять предложенный учителем способ запоминания информации.

Учитель предлагает детям

отправится на экскурсию в галерею рассмотреть картины художника И.И.Левитана “Март”, “Большая вода”, “Мостик”.

Учитель совместно с детьми раскрывает секреты волшебницы Весны.

- Что помогает Весне распускать листочки? Группа учеников демонстрирует результаты опыта и делают вывод: весне распускать листочки помогает тепло и свет.

Умение самостоятельно делать выводы, анализировать и сравнивать, умение работать в группе. Демонстрация понимания полученной информации.
Первичное закрепление знаний.

Обобщаем сказанное и отвечаем на проблемный вопрос:

- Как мы узнаем, что наступила весна?

Составление схемы: солнце – потепление – признаки весны.

Образное и логическое мышление, точность и правильность высказываний, умение обобщать. Коммуникативная:

умение отвечать на поставленный вопрос сформулированным ответом.

Игра “Угадай цветок по описанию”. Показ слайдов “Первоцветы”.

- Почему их назвали первоцветами?

- Почему нельзя из них составить букет?

Разговор о бережном отношении к природе.

Визуальный канал восприятия, логическое мышление, эрудиция, Информационная: умение использовать полученные знания и опыт при ответе на поставленный вопрос
Учитель спрашивает детей о том, как звери встречают весну.

Работа в группах. Даны “рассыпанные предложения”, которые нужно верно составить. Проверка с помощью слайдов.

Умение работать в группах, самостоятельность мышления, логическое мышление. Готовность к самообразованию.
Проверка знаний.

Работа по учебнику в парах сменного состава. Исправить ошибки в тексте учебника, (задание №6).

Самостоятельное мышление, внимание, память. Коммуникативная: умение ориентироваться в учебнике, учиться отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно.
Разноуровневое домашнее задание (по выбору):

Раскрасить картину так, чтобы зима на ней превратилась в весну, отмечая все признаки весны

Выучить стихотворение о весне.

Узнать народные приметы и оформить их в дневнике наблюдений.

Ученики выбирают самостоятельно.

Творческое мышление, память, развитие мелкой моторики, выразительность речи. Информационная: умение применять полученную информацию в ходе творческой деятельности.
Рефлексия.

Учитель спрашивает детей:

- Какие чувства вызывает у вас приход весны?

- Кому сегодня солнышко улыбается и дарит свои лучи?

Рефлексивность мышления. Коммуникативная:

учиться давать эмоциональную взаимооценку и самооценку.