Концептуальная цель преподавания окружающего мира: развитие у младших школьников стремления к познанию окружающего мира.
Стратегическая цель: развитие образного мышления, любознательности учащихся и бережного отношения к природе.
Задачи:
- учить детей наблюдать и выделять характерные признаки весны;
- определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать детям смену состояний природы, времен года;
- развивать эмоциональное восприятие природы человеком.
Проблема: Дети не имеют полного представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Проблемный вопрос: Как мы узнаем, что на смену зиме пришла весна?
Варианты:
- таяние снега
- таяние льда и ледоход на реке
- прилет птиц из теплых краев
- появление листьев на деревьях
- цветение растений – первоцветов
- становится теплее
- увеличивается продолжительность дня.
Оптимальный вариант:
6+7+1+3+2+4+5
Текст: Узнаем весну по приходу тепла и увеличению продолжительности дня. Тает снег и лед, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы.
Тезис:
Какие чудные картины
Мир открывает нам порой!
В течение всего урока используется электронная презентация “Весна – пробуждение природы” (диск прилагается).
Содержание | Развитие личностных качеств школьника | Развитие компетентностей |
Организационный момент. Игра “Доброе утро!”. Эмоциональный настрой на урок. На фоне музыки учитель читает стихи о красоте русской природы. |
Организованность, положительные эмоции, аудиальный канал восприятия | Информационная: настроить детей на положительное восприятие материала. |
Актуализация знаний и постановка
проблемной ситуации. На экране картины природы четырех времен года. Учитель предлагает рассмотреть их, расположить по порядку и подумать, о чем сегодня будет разговор на уроке. Учитель спрашивает: - Какое время года сейчас? Определяется тема урока “Весна – пробуждение природы”. Ученики с помощью учителя определяют цели урока. Учитель просит детей рассмотреть картину Саврасова “Грачи прилетели” и назвать характерные признаки прихода весны. |
Аудиальный и визуальный канал
восприятия, умение рассуждать, внимание, положительные эмоции, аргументированность речи. |
Коммуникативная: умение постановки цели с помощью учителя, умение высказывать свои идеи и аргументировать их. |
Учитель просит детей назвать весенние
месяцы, Для запоминания использует следующий
прием. Спрашивает детей: - Какой праздник начинает весну? (Праздник мам) По первым буквам ученики запоминают названия месяцев: март, апрель, май. |
Логическое мышление, Визуальный канал восприятия, логичность речи, умение слушать и слышать. |
Информационная: умение применять предложенный учителем способ запоминания информации. |
Учитель предлагает детям отправится на экскурсию в галерею рассмотреть картины художника И.И.Левитана “Март”, “Большая вода”, “Мостик”. Учитель совместно с детьми раскрывает секреты волшебницы Весны. - Что помогает Весне распускать листочки? Группа учеников демонстрирует результаты опыта и делают вывод: весне распускать листочки помогает тепло и свет. |
Умение самостоятельно делать выводы, анализировать и сравнивать, умение работать в группе. | Демонстрация понимания полученной информации. |
Первичное закрепление знаний. Обобщаем сказанное и отвечаем на проблемный вопрос: - Как мы узнаем, что наступила весна? Составление схемы: солнце – потепление – признаки весны. |
Образное и логическое мышление, точность и правильность высказываний, умение обобщать. | Коммуникативная: умение отвечать на поставленный вопрос сформулированным ответом. |
Игра “Угадай цветок по описанию”.
Показ слайдов “Первоцветы”. - Почему их назвали первоцветами? - Почему нельзя из них составить букет? Разговор о бережном отношении к природе. |
Визуальный канал восприятия, логическое мышление, эрудиция, | Информационная: умение использовать полученные знания и опыт при ответе на поставленный вопрос |
Учитель спрашивает детей о том, как
звери встречают весну. Работа в группах. Даны “рассыпанные предложения”, которые нужно верно составить. Проверка с помощью слайдов. |
Умение работать в группах, самостоятельность мышления, логическое мышление. | Готовность к самообразованию. |
Проверка знаний. Работа по учебнику в парах сменного состава. Исправить ошибки в тексте учебника, (задание №6). |
Самостоятельное мышление, внимание, память. | Коммуникативная: умение ориентироваться в учебнике, учиться отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно. |
Разноуровневое домашнее задание (по
выбору): Раскрасить картину так, чтобы зима на ней превратилась в весну, отмечая все признаки весны Выучить стихотворение о весне. Узнать народные приметы и оформить их в дневнике наблюдений. Ученики выбирают самостоятельно. |
Творческое мышление, память, развитие мелкой моторики, выразительность речи. | Информационная: умение применять полученную информацию в ходе творческой деятельности. |
Рефлексия. Учитель спрашивает детей: - Какие чувства вызывает у вас приход весны? - Кому сегодня солнышко улыбается и дарит свои лучи? |
Рефлексивность мышления. | Коммуникативная: учиться давать эмоциональную взаимооценку и самооценку. |